Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС дошкольного образования
Педагог-психолог:
И.А.Лаврова
Прогресс не возможен без изменений, а тот,
кто не может изменить свою точку зрения,
не может изменить ничего.
Джордж Бернард Шоу
С сентября 2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная организация становится первой ступенью образования. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Таким образом, дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным.
Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками.
ФГОС был принят приказом Министерства Образования РФ №1155 от 17 октября 2013г.
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ.
Особенности ФГОС ДО
- Стандарт развития, социализации, приобщения к ценностям и традициям разных культур, а не учение дошкольников письму, чтению и счету;
- Ключевой принцип ФГОС - принцип приобщения к познанию через различные виды деятельности, сообразные психолого-возрастным особенностям развития ребенка; («Обучение должно войти в мир ребенка через ворота детской игры» - Д.Б.Эльконин);
- Коренное изменение программ подготовки и переподготовки кадров, повышение социально- экономического статуса работников системы дошкольного образования;
- Ответственность учредителей разных уровней управления за условия жизни детей в дошкольных организациях и иных формах организации дошкольной жизни.
А.Г. Асмолов
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
? Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;
? Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
? Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;
? Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
? Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включенность в различные виды деятельности;
? Возрастная адекватность дошкольного образования
? Учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей.
Основными целями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:
· Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
· Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
· Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
· Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства.
Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса. Никогда еще стандарты не были столь психологичны в том смысле, что в них заложены психологические результаты, достигаемые ДОУ в области коммуникации, социализации, сохранения и поддержания индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Отсюда — новые технологии, методы работы детского сада, новые системы оценивания результатов. Меняется детский сад — меняется и деятельность каждого субъекта образовательной деятельности. Новые образовательные стандарты формируют запрос на новое понимание деятельности педагога.
Ключевые моменты ФГОС:
1.Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры;
2.Стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста;
3.Центральная технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка;
4. Опирается на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского (зона ближайшего развития), Давыдова и Эльконина.
Психологизация дошкольного образования -
- предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
К сведению:
До 80% новорожденных рождаются физиологически незрелыми
От 83% до 92% имеют неврологическую патологию.
30% имеют генетические нарушения.
Дети-инвалиды:
врожденные аномалии (пороки развития) -22,2%
психические расстройства – 15,3%
болезни нервной системы – 13,9%
травмы – 7,1%
эндокринные заболевания - 6,8%
болезни органов дыхания – 6,5%
др. виды патологии – 28,2 %
Внедрение новых стандартов — это уникальная возможность для педагогов по-другому посмотреть на собственную деятельность, выстроить ее в системном ключе, с упором на приоритетные направления, такие как проектирование, мониторинг. Это приведет к перераспределению направлений деятельности. Когда все заранее настроены на результат, становится понятно, что должно получиться на выходе.
При введении интегрированной формы обучения необходимо обеспечить следующие условия:
1. Разрыв в уровне развития ребенка с теми или иными отклонениями и ребенка без особенностей должен быть минимизирован.
2. Образовательное учреждение должно располагать необходимыми нормативно-правовыми, программно-методическими, материально-техническими и кадровыми ресурсами.
З. Необходимо сформировать благоприятный социально-психологический фон, позитивное отношение общества к интегрированному обучению.
ЧТО ЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
Развитие и совершенствование системы дошкольного образования должно основываться на трех моментах:
• Целостное представление о ребенке дошкольного возраста.
• Представление о целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.
• Представление об индивидуальных траекториях развития в дошкольном периоде детства.
Целостное представление о ребенке дошкольного возраста
• Мы учим ребенка тем или иным знаниям, умениям и навыкам, но во многих случаях это не ведет к психическому и личностному развитию.
• При создании программы, направленной на формирование того или иного навыка или умения, крайне важно строить ее на основе целостного представления о ребенке и с учетом психологических закономерностей развития в этом возрастном периоде.
• Целостное представление непосредственно связано с психологическими особенностями и характеристиками детей дошкольного возраста.
Представление о целостной жизнедеятельности ребенка
Систему дошкольного образования нельзя ограничивать только семьей или только детским садом, нельзя строить будни, не обращая внимания на проведение и организацию праздников и выходных, нельзя организовывать занятия, игнорируя досуг и свободные виды деятельности дошкольников.
Ребенок учится не только и не столько на занятиях. Поэтому развитие системы дошкольного образования предполагает учет самых разных аспектов жизнедеятельности малыша. В противном случае образовательная программа не будет способствовать его развитию или просто окажется бесполезной.
Представления об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников
• Дошкольники так же не похожи друг на друга, как и взрослые, и их непохожесть далеко не всегда надо объяснять отсутствием способностей, болезнью, избалованностью или другими подобными причинами. Чем больше проявляется и развивается индивидуальность детей, тем более эффективна система дошкольного образования.
• То, что хорошо для одного ребенка (система обучения, похвала, способ оценки и поощрения и т.п.), совсем не годится для другого.
Психологическая основа ФГОС дошкольного образования – организация целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ:
• Своеобразие детского мышления
• Детская непосредственность, ситуативность и непроизвольность поведения.
• Ребенок живет эмоциями.
• Целостность психики и мировосприятия.
Эмоции – центральная психическая функция дошкольного периода развития. Любое содержание, которое используется в образовательных программах для развития ребенка, должно находить у него эмоциональный отклик, а предусмотренные образовательными программами знания быть востребованными самими детьми.
• В жизни детей должно быть много сюрпризных моментов на протяжении каждого дня, а не только во время праздников. Это будет способствовать тому, чтобы дети захотели поиграть в то, что случилось, нарисовать то, что их впечатлило, обсудить это, рассказать об этом родителям.
• Очень важное место в плане развития детей дошкольного возраста занимает специально организованная рефлексия того, что с ними произошло. Это может быть общий разговор, игра в то, как мы веселились на празднике, рисунок, отражающий свои впечатления, планирование следующего праздника, в котором хочется использовать наиболее понравившееся моменты уже прошедшего, и т.п.
Развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи ребенка.
Учреждения и ориентированная на развитие ребенка образовательная программа должны воспитывать и образовывать не столько ребенка, сколько его родителей;
• родители сами должны становиться активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку;
• включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, найти интересное для ребенка содержание и адекватные для его развития формы обучения;
• включение семьи в жизнь образовательного учреждения – задача не простая, но ее правильное решение позволяет снять множество проблем современного дошкольного образования.
Для реализации нового образовательного стандарта дошкольного образования необходима специально организованная деятельность по его введению в образовательную практику, создание системы научно-методического сопровождения, повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.
· Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом.
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.
ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЮТСЯ:
Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и управленцев потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.
Психологическая диагностика – углублённое психолого-педагогическое исследование воспитанников в процессе получения дополнительного образования, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.
Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-организаторов и других специалистов как через реализацию дополнительной образовательной программы, так и через адресную работу педагога-психолога.
Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования.
Организационно-методическая деятельность – включает в себя подготовку методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей; обработку результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций; участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения; подготовку материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием.
Психолого-педагогическое проектирование.
Оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.
Обеспечение качества и доступности психолого-педагогических услуг.
Уже 150 лет (с момента создания системы дошкольного образования) мы жили с пониманием важности общественного воспитания. А на самом деле для ребёнка важна его семья. Именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе.
Согласованность интересов и потребностей семьи, общества и государства – один из важных критериев отбора целевых ориентиров, при определении образовательных результатов.
РАБОТА С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Согласованность интересов и потребностей семьи, общества и государства – один из важных критериев отбора целевых ориентиров, при определении образовательных результатов.
В качестве просветительской работы с родителями, необходимо знакомить их с требованиями, предъявляемыми сегодня к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования, а именно с целевыми ориентирами дошкольного образования, к которым относятся определенные социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.
Цель психологического сопровождения родителей детей:
-установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей.
-психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них.
В этом случае возрастает роль педагога-психолога, как инициатора доверительных открытых отношений и помощника в развитии ключевых родительских компетенций.
При планировании работы по взаимодействию с семьёй необходимо:
- стремиться к диалогу как важнейшему условию доверительных отношений.
- в момент привыкания ребёнка к новым условиям жизни в ДОУ учитывать эмоционально – личностные особенности, как ребёнка, так и его родителей (снять тревожность, подсказать, как лучше утешить, отвлечь ребёнка, договорится об индивидуальном режиме посещения детского сада и т.д.);
- ежедневно демонстрировать доброжелательность в отношении каждого ребёнка;
-устанавливать индивидуальные ежедневные контакты с родителями ослабленных, часто болеющих, эмоционально – неуравновешенных детей;
- продумывать индивидуальные способы вовлечения родителей в воспитательный процесс, создавать ситуации для взаимодействия детей и взрослых;
- продумывать индивидуальные способы знакомства педагогов с социальной ситуацией развития ребёнка в семье;
- продумывать содержание общения с родителями с учётом социальных факторов семейного воспитания.
Новый Закон об образовании закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом.
В настоящее время образовательные учреждения переходят на новые стандарты образования, что задает жесткие требования к работе детских садов, в том числе требования к педагогам-психологам. С переходом образовательных учреждений на ФГОС изменились и требования к педагогу. В соответствии со Стандартами педагог обязан обеспечить каждому ребенку индивидуальную образовательную траекторию. Это невозможно сделать без знаний индивидуально – психологических особенностей детей. Такие данные, как правило, предоставляет педагог-психолог.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в детском саду, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие детей, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом ДОУ, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества усвоения образовательной программы дошкольников.
В связи с этим перед педагогом-психологом ставятся следующие задачи:
- Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.
- Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ.
- Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников.
- Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
- помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов детей.
Целью воспитания и обучения становится не передача определенной суммы знаний и умений, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Меняется и роль педагога: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ребенка.
Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства! Именно этим и вызвано введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), генеральными линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка.
Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.
Ожидаемый результат:
· формирование установки на здоровый образ жизни;
· использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
· увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь.
· увеличение доли дошкольников с ограниченными возможностями здоровья качественно освоивших коррекционную программу.
· раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
· успешная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям детского сада.
· уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка.
· сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей (количества детей, участвующих в исследовательской деятельности, творческих конкурсах);
· постоянное сотрудничество между педагогом – психологом, педагогами ДОУ и родителями для эффективной работы с одаренными детьми; (Использование рефлексивных листов для оценки эффективности, проведенных мероприятий, подготовка педагогов и родителей для работы с одаренными детьми)
· формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей;
· использование системы оценивания «портфолио», как способа отслеживания роста личности ребенка
В стандарте нет никаких нормативов развития ребенка, обязанных к исполнению, есть только целевые ориентиры, к которым нужно стремиться.
Основанием преемственности дошкольного образования и начального образования являются целевые ориентиры.
Целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования:
? ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
? ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
? ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
? творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
? у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
? ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
? ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
· ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).
Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе и предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
«Мы утверждаем, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку». Эта мысль проходит просто красной линией в стандарте ДО.
Ключевая формула ДО – это детство ради детства. Формула подчеркивает самоценный статус детства.
Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, к миру природы, к общению, а не обучение ребенка письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру, через общение и познавательно – исследовательскую деятельность. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству.
Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка — личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Особое внимание уделено ДО как институту социализации.
Введение ФГОС дошкольного образования вопрос непростой. Меняется время, меняется ребёнок, а следовательно, необходимо не только изменить отношение к нему, но и самим измениться: педагогам, родителям, всем, кто окружает малыша.
Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.
Каждое ДОУ будет самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования.
Таким образом, ФГОС – это:
· система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей;
· культурный ген дошкольного развития; он не прямого действия (каждый детский сад реализует свою Программу);
· «нестандартный» стандарт дошкольного образования: стандарт развития, а не жесткого контроля развития ребенка.
Политика российского государства сегодня такова, что интересы ребенка дошкольника, его право на игру, находятся в приоритете.
«Детство – важный период жизни, и от того, как прошло детство, что вошло в разум ребенка и его сердце, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Список литературы:
Демин, В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды [Текст] / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.
Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.
Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, О.Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч.1. – 288с.
Троян, А.Н. Управление дошкольными образовательными учреждениями [Текст]: учебное пособие / А.Н. Троян. – Магнитогорск, 2001. – 276с.