Деятельность педагога

МКДОУ детский сад №4

«Колосок»

Деятельность педагога

 

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС дошкольного образования

 

Педагог-психолог:

И.А.Лаврова

 

 

Прогресс не возможен без изменений, а тот,

кто не может изменить  свою точку зрения,

не может изменить ничего.

                                                             Джордж Бернард Шоу

С сентября 2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная организация становится первой ступенью образования. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Таким образом, дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным.

Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками.

ФГОС был принят приказом Министерства Образования РФ №1155 от 17 октября 2013г.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ.

  Особенности ФГОС ДО

- Стандарт развития, социализации, приобщения к ценностям и традициям разных культур, а не учение дошкольников письму, чтению и счету;

- Ключевой принцип ФГОС -  принцип приобщения к познанию  через различные виды деятельности, сообразные психолого-возрастным особенностям развития ребенка; («Обучение должно войти в мир ребенка через ворота детской игры» -  Д.Б.Эльконин);

- Коренное изменение программ подготовки и переподготовки кадров, повышение социально- экономического статуса работников системы дошкольного образования;

- Ответственность учредителей разных уровней управления за условия жизни детей в дошкольных организациях и иных формах организации дошкольной жизни.

                                                                         А.Г. Асмолов

 

Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:

? Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;

? Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

? Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;

? Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

? Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включенность в различные виды деятельности;

? Возрастная адекватность дошкольного образования

? Учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей.

Основными целями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

·        Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

·        Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

·        Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

·        Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства.

Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов,  детей, но и всех участников образовательного процесса.  Никогда еще стандарты не были столь психологичны в том смысле, что в них заложены психологические результаты, достигаемые ДОУ в области коммуникации, социализации, сохранения и поддержания индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Отсюда — новые технологии, методы работы детского сада, новые системы оценивания результатов. Меняется детский сад — меняется и деятельность каждого субъекта образовательной деятельности. Новые образовательные стандарты формируют запрос на новое понимание деятельности педагога.  

Ключевые моменты ФГОС:

1.Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры;

2.Стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста;

3.Центральная  технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка;

    4. Опирается на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского (зона ближайшего развития), Давыдова и Эльконина.

Психологизация дошкольного образования - 

- предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.

К сведению:

 До 80% новорожденных рождаются физиологически незрелыми

От 83% до 92% имеют неврологическую патологию.

30% имеют генетические нарушения.

 Дети-инвалиды:

врожденные аномалии (пороки развития) -22,2% 

психические расстройства – 15,3%

болезни нервной системы – 13,9%

травмы – 7,1%

эндокринные заболевания  - 6,8%

болезни органов дыхания – 6,5%

др. виды патологии – 28,2 %

Внедрение новых стандартов — это уникальная возможность для педагогов  по-другому посмотреть на собственную деятельность, выстроить ее в системном ключе, с упором на приоритетные направления, такие как проектирование, мониторинг. Это приведет к перераспределению направлений деятельности. Когда все заранее настроены на результат, становится понятно, что должно получиться на выходе.

При введении интегрированной формы обучения необходимо обеспечить следующие условия:

1. Разрыв в уровне развития ребенка с теми или иными отклонениями и ребенка без особенностей должен быть минимизирован.

2. Образовательное учреждение должно располагать необходимыми нормативно-правовыми, программно-методическими, материально-техническими и кадровыми ресурсами.

З. Необходимо сформировать благоприятный социально-психологический фон, позитивное отношение общества к интегрированному обучению.

ЧТО ЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ    РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Развитие и совершенствование системы дошкольного образования должно основываться на трех моментах:

         Целостное представление о ребенке дошкольного возраста.

         Представление о целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.

         Представление об индивидуальных траекториях развития в дошкольном периоде детства.

Целостное представление о ребенке дошкольного возраста

          Мы учим ребенка тем или иным знаниям, умениям и навыкам, но во многих случаях это не ведет к психическому и личностному развитию.

          При создании программы, направленной на формирование того или иного навыка или умения, крайне важно строить ее на основе целостного представления о ребенке и с учетом психологических закономерностей развития в этом возрастном периоде.

          Целостное представление непосредственно связано с психологическими особенностями и характеристиками детей дошкольного возраста.

  Представление о целостной жизнедеятельности ребенка

Систему дошкольного образования нельзя ограничивать только семьей или только детским садом, нельзя строить будни, не обращая внимания на проведение и организацию праздников и выходных, нельзя организовывать занятия, игнорируя досуг и свободные виды деятельности дошкольников.

Ребенок учится не только и не столько на занятиях. Поэтому развитие системы дошкольного образования предполагает учет самых разных аспектов жизнедеятельности малыша. В противном случае образовательная программа не будет способствовать его развитию или просто окажется бесполезной.

Представления об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников

          Дошкольники так же не похожи друг на друга, как и взрослые, и их непохожесть далеко не всегда надо объяснять отсутствием способностей, болезнью, избалованностью или другими подобными причинами. Чем больше проявляется и развивается индивидуальность детей, тем более эффективна система дошкольного образования.

          То, что хорошо для одного ребенка (система обучения, похвала, способ оценки и поощрения и т.п.), совсем не годится для другого.

Психологическая основа ФГОС дошкольного образования – организация целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ:

         Своеобразие детского мышления

         Детская непосредственность, ситуативность и непроизвольность поведения.

         Ребенок живет эмоциями.

         Целостность психики и мировосприятия.

Эмоции – центральная психическая функция дошкольного периода развития. Любое содержание, которое используется в образовательных программах для развития ребенка, должно находить у него эмоциональный отклик, а предусмотренные образовательными программами знания быть востребованными самими детьми.

         В жизни детей должно быть много сюрпризных моментов на протяжении каждого дня, а не только во время праздников. Это будет способствовать тому, чтобы дети захотели поиграть в то, что случилось, нарисовать то, что их впечатлило, обсудить это, рассказать об этом родителям.

         Очень важное место в плане развития детей дошкольного возраста занимает специально организованная рефлексия того, что с ними произошло. Это может быть общий разговор, игра в то, как мы веселились на празднике, рисунок, отражающий свои впечатления, планирование следующего праздника, в котором хочется использовать наиболее понравившееся моменты уже прошедшего, и т.п.

Развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи ребенка.

 Учреждения и ориентированная на развитие ребенка образовательная программа должны воспитывать и образовывать не столько ребенка, сколько его родителей;

          родители сами должны становиться активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку;

          включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, найти интересное для ребенка содержание и адекватные для его развития формы обучения;

          включение семьи в жизнь образовательного учреждения – задача не простая, но ее правильное решение позволяет снять множество проблем современного дошкольного образования.

Для реализации нового образовательного стандарта дошкольного образования необходима специально организованная деятельность  по его введению в образовательную практику, создание системы научно-методического сопровождения, повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.

·        Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом.

           Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.

ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЮТСЯ:

Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и управленцев потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.

Психологическая диагностика – углублённое психолого-педагогическое исследование воспитанников в процессе получения дополнительного образования, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.

Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-организаторов и других специалистов как через реализацию дополнительной образовательной программы, так и через адресную работу педагога-психолога.

Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования.

Организационно-методическая деятельность – включает в себя подготовку методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей; обработку результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций; участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения; подготовку материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием.

Психолого-педагогическое проектирование.

Оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.

Обеспечение качества и доступности психолого-педагогических услуг.

Уже 150 лет (с момента создания системы дошкольного образования) мы жили с пониманием важности общественного воспитания. А на самом деле для ребёнка важна его семья. Именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе.

Согласованность интересов и потребностей семьи, общества и государства – один из важных критериев отбора целевых ориентиров, при определении образовательных результатов.

РАБОТА С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Согласованность интересов и потребностей семьи, общества и государства – один из важных критериев отбора целевых ориентиров, при определении образовательных результатов.

В качестве просветительской работы с родителями, необходимо знакомить их с требованиями, предъявляемыми сегодня к результатам освоения  образовательной программы дошкольного образования, а именно с целевыми ориентирами дошкольного образования, к которым относятся определенные социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.
Цель психологического сопровождения родителей детей:
-
установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных  знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей.
-психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них.
 В этом случае возрастает роль педагога-психолога, как инициатора доверительных открытых отношений и помощника в развитии ключевых родительских компетенций.

При планировании работы по взаимодействию с семьёй необходимо:

- стремиться к диалогу как важнейшему условию доверительных отношений.

- в момент привыкания ребёнка к новым условиям жизни в ДОУ учитывать эмоционально – личностные особенности, как ребёнка, так и его родителей (снять тревожность, подсказать, как лучше утешить, отвлечь ребёнка, договорится об индивидуальном режиме посещения детского сада и т.д.);

- ежедневно демонстрировать доброжелательность в отношении каждого ребёнка;

-устанавливать индивидуальные ежедневные контакты с родителями ослабленных, часто болеющих, эмоционально – неуравновешенных детей;

- продумывать индивидуальные способы вовлечения родителей в воспитательный процесс, создавать ситуации для взаимодействия детей и взрослых;

- продумывать индивидуальные способы знакомства педагогов с социальной ситуацией развития ребёнка в семье;

- продумывать содержание общения с родителями с учётом социальных факторов семейного воспитания.

Новый Закон об образовании закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом.

В настоящее время образовательные учреждения переходят на новые стандарты образования, что задает жесткие требования к работе детских садов, в том числе требования к педагогам-психологам. С переходом образовательных учреждений на ФГОС изменились и требования к педагогу. В соответствии со Стандартами педагог обязан обеспечить каждому ребенку индивидуальную образовательную траекторию. Это невозможно сделать без знаний индивидуально – психологических особенностей детей. Такие данные, как правило, предоставляет педагог-психолог.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в детском саду, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие детей, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом ДОУ, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества усвоения образовательной программы дошкольников.

В связи с этим перед педагогом-психологом ставятся следующие задачи:

 - Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.

 - Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.

- Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ.

 - Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников.

 - Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

- помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов детей.

     Целью воспитания и обучения становится не передача определенной суммы знаний и умений, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Меняется и роль педагога: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ребенка.

Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства! Именно этим и вызвано введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), генеральными линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка.

Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Ожидаемый результат:

·        формирование установки на здоровый образ жизни;

·        использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

·        увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь.

·        увеличение доли дошкольников с ограниченными возможностями здоровья качественно освоивших коррекционную программу.

·        раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

·        успешная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям детского сада.

·        уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка.

·        сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей (количества детей, участвующих в исследовательской деятельности, творческих конкурсах);

·        постоянное сотрудничество между педагогом – психологом, педагогами ДОУ и родителями для эффективной работы с одаренными детьми; (Использование рефлексивных листов для оценки эффективности, проведенных мероприятий, подготовка педагогов и родителей для работы с одаренными детьми)

·        формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей;

·        использование системы оценивания «портфолио», как способа отслеживания роста личности ребенка

В стандарте нет никаких нормативов развития ребенка, обязанных к исполнению, есть только целевые ориентиры, к которым нужно стремиться.

Основанием  преемственности дошкольного образования и начального образования являются целевые ориентиры.

Целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования:

? ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

? ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

? ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

? творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

? у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

? ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

? ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

·        ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе и предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

«Мы утверждаем, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку». Эта мысль проходит просто красной линией в стандарте ДО.

Ключевая формула ДО – это детство ради детства. Формула подчеркивает самоценный статус детства.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, к миру природы, к общению, а не обучение ребенка письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру, через общение и познавательно – исследовательскую деятельность. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству.

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка — личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Особое внимание уделено ДО как институту социализации.

Введение ФГОС дошкольного образования вопрос непростой. Меняется время, меняется ребёнок, а следовательно, необходимо не только изменить отношение к нему, но и самим измениться: педагогам, родителям, всем, кто окружает малыша.
       Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.

Каждое ДОУ будет самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования.

 

Таким образом, ФГОС – это:

·        система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей;

·        культурный ген дошкольного  развития; он не прямого действия (каждый детский сад реализует свою Программу);

·        «нестандартный» стандарт дошкольного образования: стандарт развития, а не жесткого контроля развития ребенка.

Политика российского государства сегодня такова, что интересы ребенка дошкольника, его право на игру, находятся в приоритете.

«Детство – важный период жизни, и от того, как прошло детство, что вошло в разум ребенка и его сердце, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

 

 

 

 

Список литературы:

Демин, В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды [Текст] / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.

Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.        

Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, О.Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч.1. – 288с.

Троян, А.Н. Управление дошкольными образовательными учреждениями [Текст]: учебное пособие / А.Н. Троян. – Магнитогорск, 2001. – 276с.

Дата последнего обновления страницы 27.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения