Мастер - класс

МКДОУ детский сад №4

«Колосок»

Мастер - класс

 

 

 

Мастер-класс для педагогов с элементами арттерапии

 "Профилактика дизартрических расстройств с использованием арт-терапевтических приёмов"

 

 Арт-педагогика имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Исследования показали, что занятия, включающие арт-педагогические технологии, дают больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Вашему вниманию представляется мастер – класс «Профилактика дизартрических расстройств с использованием арт-терапевтических приёмов»

Цель: Актуализация психолого-педагогических знаний специалистов по арт-терапевтическим приёмам.

Задачи:

·        Создание положительного эмоционального климата у педагогов, используя виды арт-терапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, игротерапию, песочную терапию) как одну из форм организации мастер – класса.

·         Систематизирование знаний педагогов об арт-терапии для детей, как о серьёзной форме психотерапии.

·         Обучение применения в своей педагогической практике разных видов арт-терапии.

·        Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ход: (Перед началом работы ознакомить всех присутствующих с основными правилами работы в группе (печатный экземпляр у каждого на столе).

 

ПАМЯТКА
участника мастер-класса:

1.      Получи удовольствие!  

2.      Позволь себе быть свободным!

3.      Доброжелательность к себе и другим.  

4.      Постарайся быть внимательным.

5.      Избегай оценок и суждений.

6.      Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях. И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!

Вступительное слово:

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Последние 10 лет стали в нашей стране временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции, как личностного развития и речевого аппарата детей. Большой интерес специалистов вызывает арт-терапия. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – мы можем помочь ребёнку дать выход своим эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Характер подобных занятий зависит от индивидуальных трудностей ребёнка. Разновидностями арт-терапии для детей являются: изотерапия; сказкотерапия; игровая терапия; песочная терапия; музыкотерапия; фототерапия.

Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Песочная терапия – одним из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Музыкальная терапия. Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Фототерапия. Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разного видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

 

Практическая часть

1.    Упражнение-приветствие «Радостная встреча» 

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона.

Инструкция: тихо звучит музыка (как фон), все встают в круг.

- Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая свечу по кругу. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и скажет ему: «Я очень рад видеть тебя!». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.

2.  Упражнение «Рисунок спрятался в ладошке» (изотерапия)

Цель: развитие воображения, образного восприятия, творческого креативного мышления, мелкой моторики.

Инструкция: - прикладываем ладошку к листку бумаги, затем обводим её по контуру простым карандашом. Цветными карандашами по контуру пальцев дорисовываем рисунок. Каждый придумывает своё изображение (любой образ).

3.Упражнение «Счастливый танец» (сказкотерапия)

Цель: преодоление неуверенности в себе, снижение общей тревожности и боязливости.

Инструкция:  Каждый человек выражает счастье, радость по-своему, поэтому и показывать этот танец мы будем по очереди.

Первый участник встаёт напротив всей группы и под весёлую, ритмичную музыку танцует, стараясь передать в своём танце радость и счастье. Группа участников тоже танцует, в точности стараясь повторить его движения. Ведущий танцует и выбирает, кто следующий будет вести танец. Музыка не прерывается, участники тоже не перестают танцевать. На месте солиста должны побывать  все участники.

       

4. Игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия)

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция:  Участники стоят по кругу; друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны , напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

  5. Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)

Цель: развития мышления, моторных навыков, воображения.

Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок в нем сюрприз. Каждый участник достаёт сюрприз с запиской (в ней задание). Зачитывается и выполняется задание:

·         отгадать загадку;

·         рассказать стишок;

·         мячом сбить все кегли с большого расстояния;

·         изобразить телефон;

·         произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»;

·         отгадать партнёра на ощупь с закрытыми глазами.

    6. Упражнение «Чудеса на песке» (пескотерапия)

Цель: развитие самооценки, обретению веры в самого себя, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция:                 Ящик желаний.

- Сейчас вы будете не только играть с песком, но и узнавать желания. Для этого у нас есть песочница желаний. Вы будете подходить к песочнице и по одному вытягивать предметы, по предложенным, обозначениям вы будете узнавать, какой сюрприз вас ждёт в будущем (Приложение). Пожалуйста, проходите.

·         Материализация мечты на песке (музыкальное сопровождение)

- Ну а теперь, когда вы получили положительный заряд эмоций пусть каждый из вас при помощи песка, нарисует свою мечту. Но прежде чем начать это делать, подготовимся. Закройте глаза, расслабитесь. Подумайте, что вы хотите больше всего на свете. Попробуйте представить свою мечту в виде образа или предмета. Рассмотрите свою мечту и мысленно возьмите её с собой. Откройте глаза, пусть каждый из вас при помощи песка изобразит свою мечту в виде символов или предмета.

- Теперь каждый раз, когда вы будете думать о своей мечте, вы будете представлять её в виде этого образа. И она обязательно исполнится.

    7.  Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (релаксация)

Цель: достижение участниками эффекта визуализации посредством спонтанного творческого выражения.

Инструкция:  Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Затем нарисуйте лучи и вдоль лучей напишите, что нового, необходимого для вашей творческой работы вы узнали за этот год, посещая методическое объединение.

 

 

Список литературы

1.Алова Г.Н. Педагогика творчества: Учебное пособие. СПб., 1997.

2.Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003.

3.Астапова В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб.: Питер, 2002.

4.Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Эксмо-пресс, 2002.

5.Ворожцова О.А. музыка и игра в детской психиатрии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2004.

6.Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7.ЕпанчинцеваО.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2010.

8.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

9.Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006.

10.Киселёва М.В. арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2006.

11.Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

12.Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003.

13.Лютова Е.К., Минина Г.Е. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2005.

14.Миллер С. Психология игры. СПб.: Университетская книга, 1999.

15.Николаенко Н.Н. психология творчества. СПб.: Речь, 2005.

16.Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

17.Свистунова Е.В. Такие разные дети. М.: СтереоМИР, 2007.

Приложение

 

 

Песочница желаний

(в песке игрушки)

 

 

Куколка – Фея             -           исполнение желаний

 

Собачка                       -           встреча с другом 

 

Машинка                     -           путешествие

 

Кристаллик (камешек) -          к подарку   

Дата последнего обновления страницы 27.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения