« Вариативность использования интеграции»

МКДОУ детский сад №4

«Колосок»

« Вариативность использования интеграции»

 

 

Старший воспитатель

Консультация

 « Вариативность  использования интеграции»

 

Интеграция – это  глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды  художественно- творческой деятельности и  речевой, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры – драматизации, сюжетно – ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную.

Вариативность использования интегрированного метода многообразна.

Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы)

Частичная  интеграция (одно из направлений и интегрируется в другое)

Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса. Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. Интеграция разнообразных видов искусства внутри художественно- эстетического направления. Интеграция – один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.

Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также памяти, внимания)

С другой – основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими выразительными средствами.

Механизм интеграции – образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности.

O в речевой – слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм)

O в театрализованной – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы)

O в изобразительной – рисунок (Фома, величина, цвет, композиция, ритм)

O в музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.)

Все это позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Так складывается интеграция содержания изобразительного и речевого развития, изобразительного и музыкального, при этом связующим элементом выступает образ (художественный и речевой).

Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть,  целое и др.) с различных точек зрения, в различных сферах и осваивает способы перевода содержания с одного языка на другой.

Интеграция содержания как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности (художественной или речевой).

Опираясь на то, что в основе любой деятельности вне зависимости от ее предметной ориентации (художественная, коммуникативная, спортивная) лежат мотивы: желания, потребности, склонности, интересы, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

Поэтому при отборе содержания комплексных занятий четко ориентируемся на интересы, склонности, желания и способности детей, то есть, выделяем основной мотив детской деятельности. Мотивированная таким образом детская деятельность более результативна, она способствует развитию тех или иных  способностей каждого ребенка.

Направленность личности как одна из основных характеристик  творческой личности должна формироваться и направляться воспитателем.

« Чем ты хочешь заниматься?», «Что тебе интересно?», «Если ты это будешь делать -  ты  вырастешь, как …», «У тебя получится, и ты сможешь…», «Давайте вместе попробуем, и вы увидите…» - такого типа вопросы, утверждения, беседы педагога с детьми способствуют формированию направленности личности, активной мотивации к деятельности дошкольника.

Интегрированные занятия более результативны, так как интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях: у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.

Стремление заниматься  разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных ее сферах (рисовании, пении, театрализованной и художественно – речевой) – это и есть широта интересов ребенка, которую формирует педагог средствами интегрированных занятий.

Интегрированное построение занятий, во-первых, дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка; во- вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры речи, а главное развиваются коммуникативные умения – свободно высказывать  свою мысль, поделиться впечатлениями, рассказать  о чем-либо; в-третьих, у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.

Цель интегрированных занятий – познавательное развитие детей, их коммуникативных способностей и реализация потребностей в самовыражении в творческих видах деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве, - а в результате – быстрое овладение чтением, богатая речь и грамотное письмо в школе, эффективная социализация детей в современном обществе.

Интеграция происходит по следующим направлениям.

1.   Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи.

2.   Ознакомление с окружающим миром: систематизация и углубление знаний детей о предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным  формам познания мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность.

3.   Подготовка к обучению грамоте: развитие речевого слуха, сенсорное развитие  ребенка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза,  ознакомление с предложением и словом в предложении.

4.   Продуктивная деятельность: реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно – ролевой игре, изобразительном творчестве, в инсценировках, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности, развитие сенсорных эталонов.

 

Интеграция этих направлений происходит по тематическому принципу. В качестве основных тем выступают времена года: «Осень», «Зима»,

В средних группах содержание интегрированных занятий основывается на разделе ознакомления с окружающим, который интегрируется с развитием речи, включающим обогащение словаря, развитие грамматической стороны речи, фонематического слуха.

В каждое интегрированное занятие включен какой-либо вид продуктивной деятельности: создание коллективной работы с использованием оригами, придумывание продолжения сказки по прослушанному фрагменту музыкального произведения, придумывание и изображение характеров героев через движение, атрибуты, создание конструкций из строительного и подручного материала и т.д.

В старшей группе тематическое и календарное планирование строится по сезонам, но основной раздел – подготовка к обучению к грамоте, которая интегрируется с разделами  по развитию речи, ознакомлению с окружающим и продуктивной деятельностью. Занятие включает задания с решением проблемных ситуаций, создание в подгруппах собственных проектов в рамках одной темы, что далее используется в сюжетно – ролевой игре.

В данной группе создаются условия для формирования грамотного письма в школе: развивается фонематический слух и умение анализировать звуковую  сторону речи, формируется мотивация к чтению, закладываются основы правильного чтения (все дети овладевают слоговым чтением, а некоторые дети  начинают читать  словами) и грамотного письма, укрепляются мышцы кистей рук и совершенствуется мелкая моторика, продолжает формироваться произвольность, дошкольники получают первые навыки  работы в тетради. При этом  интегрированное занятие сохраняет для детей форму увлекательной и занимательной игры.

В детском саду проводятся  интегрированные занятия, которые проводит музыкальный руководитель и  преподаватель по изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Цель данных занятий развитие личности ребенка с учетом его творческого и интеллектуального потенциала, через воспитание духовности, эстетического вкуса и приобщение к культурным ценностям.

В результате интегрированных занятий у педагога формируется новое теоретически обобщенное мышление, способное построить взаимодействие с ребенком на принципах сотрудничества.

O освобождается время у детей для самостоятельной игровой деятельности.

O создаются условия  экстраполяции практического опыта, полученного ребенком на занятиях, в повседневную жизнь.

Интеграция  разных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе эффективнее осуществляется в интегрированных циклах занятий, включая создание коллективных композиций в виде  игр – драматизаций, театральных представлений, картин или литературно- музыкальных композиций.

Педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту всех специалистов (методист, воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, педагог дополнительного образования и др.).

Интегрированное содержание не только объединяет педагогов, но и развивает способности детей в комплексе.

Планируется оформить в ДОУ  музей «Русская изба», разработать концепцию интегрированных занятий, основными задачами которой будут:

1.   Сохранение русского языка и употребление старорусской лексики в речи детей для обогащения их словарного запаса и художественной выразительности;

2.   Формирование интереса к экспонатам музеев, историческому прошлому своей страны, воспитание бережного отношения к предметам старины, определяющим эпоху и время, Сохранение семейных традиций;

3.   Воспитание у детей стремления передать красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились. Пробуждать и развивать их созидательную активность, формируя творчество, используя умения и способы передачи росписи в декоративно- прикладном искусстве.

В ДОУ используется в данный период частичная интеграция – интеграция художественной литературы и изодеятельности.

Интеграция таких видов занятий как математика и познавательное развитие, обучение грамоте и математика, развитие речи и звуковая культура речи, развитие речи и познавательное развитие.

 

 

Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности.

 

 

Процессы интеграции, происходящие в педагогике в последние годы, являются закономерным этапом ее развития.

Педагогика, накопив за последнее столетие солидный багаж содержания и технологий по отдельным предметам обучения, стремится теперь к их объединению, понимая, что обособленность учебных предметов порождает у детей отрывочные, мозаичные представления об окружающем мире, что изучать нужно не факты, а их взаимосвязи.

Поэтому уже, сегодня наблюдается устойчивая тенденция в педагогике к организации интегрированного обучения.

Анализ публикаций периодических изданий, методической литературы по дошкольной педагогике показал, что в практике сложилось несколько подходов к интегрированию содержания:

Тематическая организация содержания разных разделов программы; через объединение разных видов деятельности; путем организацию развивающей среды, обеспечивающих целостность  развития личности каждого ребенка в соответствии с его потребностями и интересами; обеспечение интеграции содержания образования, направленного на развитие универсальных способностей детей и организации соответствующих им действий со знаково-символическим материалом; интегрирование содержания на основе общих категорий.

Интеграция рассматривается как дидактический принцип, позволяющий объединить разные части образования в единую систему. Использовать этот принцип следует уже на этапе проектирования педагогом своей деятельности, т.е. на этапе составления плана работы.

Данный подход был реализован в исследованиях А.Н. Давидчику с детьми младшего дошкольного возраста и продолжен  с детьми старшего дошкольного возраста.

В комплексной  программе «Радуга» в разных разделах имеются похожие задачи развития. Например, задачи по освоению пространственных представлений имеются в разделах «Физическое воспитание», в « Изобразительной деятельности», в «Конструктивной деятельности», в разделе «Математика и логика». Временные представления осваиваются детьми и в процессе занятий по математике (знакомство с часами), и при ознакомлении с природой (времена года, процесс развития живых организмов), и при знакомстве с окружающим миром  (понятия прошлого, настоящего, будущего, дни недели, месяцы года). Освоение понятий «часть», «целое» происходит на занятиях:  математика,  в конструировании, в обучении грамоте (состав слова и предложения) и даже при ознакомлении с художественной литературой (характерная структура сказки, рассказа). При этом важно обращать  внимание на задачи, способные дополнять  друг друга. Так, знакомясь со средствами связи (раздел «Ознакомление с окружающим), дети осваивают нормы речевого общения по телефону (раздел   «Социальное развитие»). Или: знакомим их с производством одежды (раздел «Познавательное развитие») и одновременно учим  поддерживать красоту  в своей одежде (культурно-бытовые навыки), занимаемся дизайном кукольной одежды, создаем для мини- музея альбом по истории одежды человека (раздел «История, география).

Кроме того, возможно несколько задач решать одновременно. Например: в продуктивных видах деятельности (в рисовании, лепке, конструировании), кроме  освоения технических навыков, могут решаться задачи социального развития, если организовать  работу в нескольких подгруппах, обучая детей взаимодействию, и задачи развития речи, если предложить детям рассказать о своей работе, придумать дальнейшее события, и задачи развития игровой деятельности, если с изготовленной поделкой в дальнейшем развернуть игровую ситуацию.

Подобная группировка задач  развития  позволит определить  приоритеты на каждый месяц, сосредоточить силы на их решение не только воспитателя, но и профильных специалистов (музыкального руководителя, воспитателя).

Далее интегрирование продолжается в моделировании самого образовательного процесса.

Намечаются пути реализации поставленных задач, в каких организационных формах и формах взаимодействия взрослого с детьми, в каких видах детской деятельности они будут осуществляться.

 

 

Моделирование интегрированных занятий

Задачи развития

Формы реализации задач

Формы взаимодействия детей и взрослых

Виды деятельности

1.

Формировать геометрические представления: различать  и называть геометрические фигуры, счет и отсчитывание предметов, ориентироваться на листе бумаги,  ориентировка в пространстве.

Занятие:

математика и логика, познавательное развитие, ручной труд.

Прямое обучение,

партнерская деятельность, самостоятельная деятельность.

Игровая деятельность: д/и «Назови геометрическую фигуру», «Найди пару», «Какой по счету».

Трудовая деятельность:

труд в уголке природы, труд на участке, ручной труд.

 

На организованное обучение должно выноситься то содержание, которое не может быть освоено самостоятельно.

Например, как показали исследования А.Н. Давидчук, порядковым счетом овладевают все дети, даже не посещающие детский сад, а вот овладение составом числа из единиц или принципом сохранения количества само по себе не происходит, Это содержание ребенку необходимо осознать, что  и помогает ему  сделать педагог на занятии. Интегрированные занятия  используются на этапе обобщения и закрепления.

 Интегрированные занятия соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, взаимодополняя друг друга. Воспитатель на таком занятии может решить несколько  задач развития, обобщить знания детей, обучить  определенному способу  деятельности, активизировать речь детей, способствовать  накоплению опыта взаимодействия детей в процессе совместной деятельности.

 Реализация принципа интеграции содержания способствует  так же  и проектная форма организации обучения.

Комбинированные на этапе освоения нового материала с детьми младшего дошкольного возраста.

Комплексные занятия на этапе освоения нового содержания.

Интегрированное содержание  дошкольного образования  выступает  в качестве одного условий эффективного развития детей, одновременно уменьшая их психическое напряжение. При этом взаимодействие элементов содержания образования обеспечивает его системность, уплотненность и усиливает развивающий эффект.

Для реализации принципа интеграции в сознании педагогов должна произойти переориентация, смена цели от «выполнения программы» слепое переписывание  методических разработок) к цели «развитие личности ребенка» (способность оценить уровень каждого ребенка  на определенный момент, наметить траекторию дальнейшего развития, подобрать  оптимальную и эффективную технологию, предвидеть ее результат.

На такой уровень работы  способен  педагог, хорошо знающий возрастные особенности детей, программу как вектор развития, владеющий разнообразными технологиями и методами обучения. Только при этом условии он  сможет сознательно и профессионально проектировать свою деятельность, обеспечивая задачу развития детей.

Дата последнего обновления страницы 27.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения