Программа гражданско-патриотического воспитания

МКДОУ детский сад №4

«Колосок»

Программа гражданско-патриотического воспитания детей

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №4 «КОЛОСОК»

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

КОЧЕНЕВСКОГО РАЙОНА Р.П.КОЧЕНЕВО

________________________________________________________________

 

632641,  НСО, Коченевский район,                                     тел.8-383-512-61-98

р.п. Коченево, ул.Строительная 11                              

 

                      УТВЕРЖДАЮ

                                                                      Заведующая МКДОУ д/с №4 «Колосок»

_________ Т.А.Лысенко

(подпись, печать)

 

«Я – МАЛЕНЬКИЙ  ГРАЖДАНИН»

ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Срок реализации: 3 года

                                                           Возраст детей: 5-7 лет

 

                                                                      

Разработчики:

                                                        Лаврова И.А. старший воспитатель

                                             Мартынец Н.А. воспитатель

                                                

 

 

 

 

 

 

                                                     

                                                         р.п. Коченево

  2016 г.

 

 


 


Содержание

 

 

1.     Паспорт программы ……………………………………………………….2

2.     Введение………………………………………………………………….….5

3.     Актульность программы «Я – маленький гражданин»…………………6

4.     Основные принципы программы………………………………………….7

5.     Основные направления программы………………………………………9

6.     Условия реализации программы….………………………………………9

7.     Оценка эффективности реализации Программы………………………...11

8.     Психолого-педагогическое обоснование программы…………………..12

9.     Формы работы ………………………………………………….................14

10.                       Результат……………………………………………………………………17

11.                       Вывод ……………………………………………………………………….18

12.                       Приложения к программе…………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт программы

Наименование программы

Программа  гражданско-патриотического воспитания

«Я – маленький гражданин»

Разработчики программы

Лаврова Ирина Алексеевна старший воспитатель I квалификационной категории;

Мартынец Наталья Анатольевна воспитатель I квалификационной категории

Основание разработки программы

·             Закон РФ «Об образовании»

·             ФГОС ДО

·             Конвенция о правах ребенка

·             Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

·             Концепция дошкольного воспитания

·             Устав МКДОУ детский сад №4 «Колосок»

·              Программа МКДОУ детский сад №4 «Колосок»

·              Комплексная программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

·        Концепция патриотического воспитания граждан РФ  государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (на 2006-2010 гг.)

Цель программы

Заложить основы гражданско-патриотического воспитания личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи программы

·          Внедрение современных технологий по патриотическому воспитанию.

·          Совершенствование системы мониторинга достижений воспитанников.

·             Совершенствование предметно-развивающей среды.

·             Создание  условий  для  развития  у  ребенка  патриотических  чувств,  любви  и  привязанности  к  своей  семье,  дому,  Родине,    дать  детям  возможность  почувствовать  себя  участником   жизни  современного  социума.

·          Усиление роли семьи в вопросах патриотического воспитания детей (ознакомление родителей с основами патриотического воспитания) формирования представлений о формах традиционного семейного уклада.

·          Организация взаимодействия со школой по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей на разных ступенях развития.

·                   Формирование  уважения  и  признания   к  себе,  к  другим людям.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 3  года

 

Участники реализации программы

 

  • Дети
  • Педагоги
  • Родители
  • Социум

Методическое обеспечение программы.

 

Материально-технический ресурс:

-фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеомагнитофон), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

-компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.

Организационный ресурс:

Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались гражданские и патриотические  нормы и ценности.

Информационно-методический ресурс:

- Новосибирский и Коченевский краеведческий музеи;

- Библиотека

- Дом культуры «Рассвет»;

- Центр детского творчества «Мечта»

Взаимодействие с социальными институтами

Семья:

сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию нравственных ценностей у детей;

 воспитывают любовь и почтение  к дому, семье, близким, и окружающим, бережное  отношение к окружающему миру;

 являются примером в стремлении к нравственному росту,  реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству; понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях гражданские и нравственные ценности

Объекты культуры:

создание взаимовыгодного социального партнёрства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения.

Система организации контроля за                 исполнением программы

Мониторинг достижений воспитанников по гражданско-патриотическому воспитанию проводится в соответствии с Положением о внутреннем мониторинге качества образовательной деятельности ДОУ, 2 раза в год – сентябрь, апрель.

Ожидаемые результаты

 

 

 

 

-  Создание  уголков родного края,  уголков  русского  быта в группах.

- Развитие  у  ребенка  гражданско-патриотических   чувств,  любви  и  привязанности  к  своей  семье,  дому,    Родине.

- Развитие  гражданской  позиции  и  патриотических  чувств  к прошлому, настоящему  и  будущему  своей  страны.  

 - Пополнение   музея  ДОУ  «Горенка»  предметами  русского  быта.

- Способствование  повышению  активной  жизненной  позиции  родителей  в  нравственном  воспитании  детей.

-Сотрудничество с работниками музея «Боевой славы» МКОУ СОШ №2,  районным   музеем    истории  поселка, ДК «Рассвет».

Планируемые результаты

 

 

Планирование воспитательного процесса в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к нравственным традициям отечественного образования и воспитания значительно повысит эффективность воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию  детей, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

Ребенок должен иметь представления:

  • о русской народной игрушке  и о предметах народного быта;
  • о характерных особенностях русского костюма;
  • о народных праздниках -  Осенины, Масленица;
  • о членах семьи и ближайших родственниках;
  • знать свое имя, фамилию, возраст, улицу, дом, квартиру;
  • освоить элементарные правила культуры поведения в коллективе;
  • реагировать на негативные действия других людей, их последствия;
  • действовать на основе определенных правил взаимоотношений;
  • знать о культуре поведения с взрослыми и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

Введение

Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой  задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка. Главным направлением перестройки дошкольного образования становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, творческую самостоятельность.

Предлагаемая программа предназначена для реализации актуальной задачи  гражданско-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.

   Программа «Я – маленький гражданин» разработана в соответствии с Федеральным  законом  Российской Федерации «Об образовании» от 21.12.2012г., Концепцией патриотического воспитания граждан РФ  государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (на 2006-2010 гг.), Конституцией РФ, Федеральным Законом от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

   Основой для разработки программы «Я – маленький гражданин» явилась

важность патриотического воспитания в современных условиях, которая подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.

Президент Российской Федерации В.В.Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».

Особенность данной программы в том, что в доступной форме, от простого к сложному даётся представление воспитанникам об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей,   социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, приобщение к миру его культуры.
Программа по своей направленности имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям. (Приложение №1)

Актуальность программы «Я – маленький гражданин»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ? доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

         Также одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

   Актуальность программы определяется потребностью общества в гражданско-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

   Программа «Я – маленький гражданин» гражданско-патриотического воспитания дошкольников предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.

Данная программа:

- разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;

- направлена развитию патриотического самосознания для детей старшего дошкольного возраста

- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка.

Ожидаемым результатом реализации программы станет воспитание личности ребенка с активной гражданской позицией, обладающей социально ценностными нравственными качествами с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

При этом важно отметить, что данная программа направлена не только на овладение детьми опреде­ленными знаниями. Она в значительно большей степени является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чув­ства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, развития патриотического самосознания.

Теоретическое значение разработанной программы состоит в том, она позволяет систематизировать работу по развитию патриотического самосознания детей старшего дошкольного возраста.

 Практическое значение состоит в том, что разработанные приемы и методы помогут педагогам  грамотно организовать педагогическую деятельность по развитию патриотического самосознания детей старшего дошкольного возраста.

Основные принципы программы:

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на воспитание гражданско-патриотических чувств, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по обучению детей.

Принцип комплексности и интегративности -  решение образовательных, развивающих и воспитывающих задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на закрепление знаний, полученных в детском саду.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует  умение применять свои знания   в повседневной жизни.

Принцип совершенствования умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня  их психического и физического развития.

Принцип   взаимодействия ребенка, его индивидуальных особенностей с  той социальной средой, в которой он живет.

Принцип импровизационности, самостоятельные беседы и рассуждения  в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Тип программы: образовательная.

Социальная значимость программы: направлена на создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта, расширение знаний о родине воспитанников.

Экономическая целесообразность программы:

- совершенствование уровня профессионального мастерства;

- становление готовности детей познавать как можно шире свой родной край, «малую родину»;

- участие родителей ДОУ в организации работы по программе;

- расширение взаимодействия с образовательными учреждениями поселка;

- пополнение материально- технической базы детского сада и группы художественной литературой по теме, новыми методическими пособиями, наборами открыток, буклетов.
Отличительные особенности программы: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ.

Открытость программы: предполагает социальные контакты.

Особенности программы: приобретение дошкольниками знаний о своём поселке, родных, родном крае является немаловажным фактором организации жизнедеятельности детей, расширение жизненного кругозора, уважительного отношения к взрослым, сверстникам, младшим детям.

Информационное обеспечение:

-информационные стенды о гражданско-патриотическом воспитании детей;

-информация на сайте ДОУ;

-информация на муниципальном методическом объединении воспитателей;

-мультимедийные презентации.
                           Основные направления программы:

Программа  предусматривает выполнение программных мероприятий по следующим направлениям:

·        Внедрение современных технологий по гражданско-патриотическому воспитанию.

·        Совершенствование системы мониторинга достижений воспитанников.

·        Совершенствование предметно-развивающей среды. (Приложение №2) 

      Усиление роли семьи в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей    (ознакомление родителей с основами патриотического воспитания), формирования представлений о формах традиционного семейного уклада.

·        Организация взаимодействия со школой по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей на разных ступенях развития.

Введение национальной культуры в обиход дошкольников предполагает понимание и ориентацию на психологию народа, которая вырабатывалась веками и поэтому позволяет наиболее адекватно формировать личность ребенка. Приобщение детей к этническим ценностям в доступных для дошкольников формах (элементы обрядов, народные праздники, старинный быт, фольклор, изобразительно-прикладное искусство) позволяет создавать яркие образы, воспитывать эстетический вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе своему народу. В итоге формирует культурно-ценностные ориентации в русле русских народных традиций, а у ребенка остается детство с красотой, радостью, положительным эмоциональным фоном. Соединение народных традиций воспитания с современной педагогической наукой плодотворно влияет на педагогический процесс, преображая его в духе неповторимой русской культуры.

         Условия реализации программы.
Данная программа рассчитана на детей с 5 до 7лет. Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр диафильмов и презентаций поможет педагогам в создании ярких художественных образов.
Программа гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, направлена на воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов детей, подготовку их к жизни. Программа реализуется дошкольным образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями детей и субъектами социализации.
Программа предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

Гипотеза:

Если во главу воспитательной системы в дошкольном учреждении поставить гармоничное развитие подрастающей личности  с использованием социально-культурных условий малой родины. Разработать систему интеграции воспитания, обучения и развития дошкольников на основе идеи патриотизма и гражданственности. Можно качественно изменить приоритеты подготовки дошкольника, определив первостепенность раннего развития компетентностей, связанных с окружающей ребёнка социально-культурной средой, пробудить познавательную активность, повысить практическую значимость и воспитательное воздействие занятий в ДОУ. Включение данной работы в повседневную жизнь позволит привить детям любовь и уважение к своему поселку, семье, семейным традициям, природе родного края, достопримечательностям поселка и повысить качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Новизна.

Программа «Я – маленький гражданин» решает задачи воспитания   гражданско – патриотических  чувств  у  ребенка    начиная  с    дошкольного  возраста,  которое  осуществляется  в  тесном  сотрудничестве  с  районным  музеем  истории  Коченевского района,  со  школьным  музеем «Боевой  славы»  МКОУ СОШ №2 и  созданным и  функционирующим   в  ДОУ  мини – музеем  «Горенка».  А  так  же  способствует  развитию  у  детей  толерантности   к  людям  независимо  от  социального  происхождения.

           Стратегическая цель Программы: заложить основы гражданско-патриотического воспитания личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

              Для реализации указанной цели необходима оптимизация социально-педагогических, психологических и методических условий, а так же создание новых условий, которые будут способствовать разностороннему развитию дошкольников, развитию их индивидуальных способностей и привитию нравственных ценностей. (Приложение №3)

             Основными способами реализации поставленной цели выбраны:

·        Определение новых методов, приемов и форм обучения, воспитания и развития дошкольников, с учетом основных задач реализации приоритетного направления – гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.

·        Внедрение новых образовательных технологий по гражданско-патриотическому воспитанию.

·        Привлечение учебных заведений, учреждений культуры и спорта, родительской общественности к совместной деятельности.                                              

 Оценка эффективности реализации Программы

Оценка эффективности реализации Программы «Я - маленький гражданин» осуществляется с помощью средств мониторинга достижений воспитанников по разделу «Познаю мир», анализа условий детского сада (кадровых, материально-технических, программно-методических). (Приложение №4)Достижение ожидаемых результатов позволит оценить социальный эффект данной Программы:

1.     усиление взаимной заинтересованности родительской общественности и педагогов в воспитании гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения, в более качественном образовании и развитии дошкольников;

2.     повышение общественного мнения о дошкольном учреждении;

3.     удовлетворение и развитие индивидуальных способностей воспитанников, удовлетворение образовательных запросов родителей;

4.     расширение содержания образования;

5.     повышение эффективности использования кадровых и материально-технических и финансовых ресурсов;

6.     привлечение всех участников образовательного процесса в процесс реализации Программы.

Ценностные установки гражданско-патриотического воспитания детей согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

·        патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

·        социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

·        гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

·        семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

·        труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

·        наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

·        искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

·        природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

·        человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.          

                     Психолого-педагогические обоснование программы.

        Ребенок-дошкольник отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, именно поэтому, осваиваясь в этом многогранном мире, он впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя при этом собственное подражание, наблюдения, выводы и умозаключения. В старшем дошкольном возрасте возможности патриотического воспитания расширяются. Это обусловлено возрастными изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, их мотивационной сфере, в уровне общения и взаимодействия с окружающими.

        Эмоциональное развитие ребенка - дошкольника  являются важным этапом  гражданско-патриотического воспитания.  Для ребенка, способного  понять чувства и эмоции другого человека, понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком. Усваивая язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных словесных и несловесных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко, он скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Учится пользоваться своими чувствами осознанно.

     Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с духовным и нравственным развитием личности дошкольника. Основываясь на примерах из собственного опыта и опыта других, переживая его, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

      Процесс нравственного воспитания неразрывно связан с развитием личности.   

Усиление линии гражданско-патриотического воспитания в ДОУ строится на основе построения целостной интегрированной образовательной системы "Сказочный мир". В содержании, которой раскрываются гражданские и нравственные смыслы, через произведения искусства, художественные образы, отражающих ценности и идеалы русской традиционной культуры. Актуальные для решения проблем современного детства и возрождения лучших традиций русской культуры в семейном воспитании. (Приложение №5) 

     Этот подход более всего соответствует природе детской психики: начинают закладываться "социальные эмоции" и такие качества ответственность, справедливость; ребенок становится способен к обобщению собственных переживаний, пониманию чувств других людей, эмоциональному предвосхищению своих и чужих поступков. С умения понять чувства другого человека начинается путь к добру. Именно необходимо накопление эмоционального опыта "ценных переживаний", на основе которых формируется позитивное отношение к миру, который в дошкольном возрасте весьма прочен и принимает характер установки. Наиболее благодатный материал, раскрывающий перед детьми мир человеческих чувств – это произведения искусства и народного художественного творчества.

Эмоциональному восприятию образа способствуют сказки, легенды,  игры по сюжетам сказок, слушая или разыгрывая сказки, дети “проживают” эмоции, связанные с создаваемым образом и примеривают к себе важное личностное качество – инициативность.   Эмоции, в зависимости от ценности переживаний,  вызывают разные чувства: побуждая к нравственным поступкам.

У  детства  нет  «вчера»,  а  есть  «сегодня»  и  будет  «завтра».   Поэтому  разговор  о  формировании  гражданско – патриотических  качеств  личности  ребенка – это  разговор  и  забота  о  завтрашнем   дне.  Каким  он  будет,  зависит   от  нас,  взрослых. (Приложение №6)

Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно… Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи в вопросах воспитания подрастающего поколения. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и семья.

Детский сад,  школа  и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Формы работы

  Традиционным в ДОУ стало проведение недели  Дружбы, Добра и Красоты, на которых в сердцах детей закладывается умение сострадать и сопереживать, формируется в характере, уме и душе доброта, послушание, скромность, терпение, внимание дружелюбие и, самое главное, - любовь. Для каждой возрастной группы разработаны перспективные планы по следующим направлениям:  как жили на Руси;  я и моя семья;  моя малая  и большая Родина на основе интеграции разных видов деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, заучивание произведений фольклора, подвижные и дидактические игры. (Приложение №7)  

В годовой план ДОУ внесено участие детей в фольклорных и православных праздниках. Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа. Они играют особую роль в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.

  • Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.
  • Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.
  • Православные праздники - Пасха, Рождество Христово.
  • Бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения.

Запланированы консультации, лекции, позволяющее педагогам расширить знания о культуре русского народа («Воспитание детей на традициях русской народной культуры», «Семейные праздники»). Продумана интеграция культурологического образования с  разными видами детской деятельности. Это способствовало раскрытию творческого потенциала ребенка в музыкальной, коммуникативной, изобразительной, танцевальной областях на этническом содержании. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление дошкольником своей индивидуальности, своих способностей и умений, приобретение социального опыта. Организация самостоятельной творческой деятельности детей и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности содействует эффективному решению воспитательных задач.

Особенно актуальны сегодня игровые методики, технологии, обеспечивающие становление позитивного социокультурного опыта дошкольников. В  основе  патриотического  воспитания  дошкольников  лежат  интегрированные  занятия  в  игровой  форме. В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений.

 Организация  занятий  предполагает  активное  участие  всех  детей,  а  использование  различных  фольклорных  форм  позволяет  привлечь  к  участию  обычно  пассивных  и  застенчивых.  Такого  рода  занятия  помимо  речевого,  познавательного,  художественно – эстетического,  нравственного  и  эмоционального  развития,  способствуют  социальному  развитию  детей.

Педагоги вместе с родителями и детьми подбирают наглядный, дидактический материал по ознакомлению детей с историей и культурой родной страны, поселка художественную и методическую литературу. В групповых помещениях созданы уголки краеведения и русского быта, где размещены предметы быта, рукоделия, организовываются мини-выставки домашней утвари и декоративно-прикладного искусства,  подобраны пособия, дидактические игры, знакомящие детей с особенностями каждого вида. (Приложение №8)  

Среди всех видов искусств – народная музыка, игры, сказки, танцы – обладают, способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений. Воспитание в музыке можно считать самым главным: благодаря ей «гармония глубоко внедряется в душу», овладевают ею, наполняют его красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Такой человек будет радостно воспринимать прекрасное, восхищаться и насыщаться им, согласовывая со всем  этим свою жизнь. (Приложение №9)

Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются нравственные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля.

Ведущее  место  в  гражданско – патриотическом  воспитании  дошкольников  играет  семья.  В  семье  начинается  процесс  воспитания  личности,  формирование  и  развитие  патриотизма.  Сегодня,  когда  статус  семейного  воспитания  поднимается  на  государственном  уровне,  родители  готовы  к  конструктивному  сотрудничеству  с  образовательным  учреждением  в  вопросах  воспитания,  развития  и  обучения  детей.  Поэтому  в  детском  саду  придается  важное  значение  возрождению  семейных  традиций  воспитания,  через  изучение  культуры  русского  народа.  Взаимодействие   с  семьей  в  данном  направлении  позволит  обеспечить  улучшение  эмоционального  психологического  климата  в  семье,  повысить   уровень  знаний  родителей  о  развитии  своих  детей,  сформировать  партнерские  взаимоотношения  между  семьей  и  дошкольным  учреждением.

Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь. (Приложение №10)

Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны. Задача педагогов – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные обычаи и ценности, созданные предками  и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Дошкольник учится в семье и в детском саду верному восприятию авторитета взрослого. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним.

У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс формирования патриотизма длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателем, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка.

    Поэтому, коллектив ДОУ определил гражданско-патриотическое воспитание дошкольников при активном включении в данный процесс семьи, одним из приоритетных направлений развития воспитательной системы ДОУ. (Приложение №11)

  Для формирования  чувства патриотизма очень важно не только давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, традициях, истории и культуре, но и с раннего детства воспитывать в подрастающем поколении потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальностей, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

        Воспитательная программа «Я - маленький гражданин» предусматривает  не  только  воспитание  нравственных  и  патриотических  качеств,  но  также  воспитывает  в  детях  миролюбие,  принятие  и  понимание  других  людей,  умение  позитивно  с  ними  взаимодействовать. 

              Дети, выпускники детского сада не только обладают определенным багажом знаний, о Родине, о семье, о традициях, но и отличаются воспитанностью, умением контролировать свое поведение, душевными качествами. (Приложение №12)

При организации образовательного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания и развития. Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего воспитанникам образцы нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, от профессионализма педагога.

Результат:

 - Современный дошкольник – маленький гражданин– это:

·              человек, осознающий себя гражданином не только в современном, но и в историческом пространстве страны и поселка. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее, красивее.

·              носитель еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей. Современный дошкольник неплохо ориентируется в ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, эстетичности, познания,

сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей.

 -  Единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда  структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации. (Приложение №13)

    Использование системы мониторинга психолого-педагогической диагностики:

 сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов), обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытать любовь и привязанность к родному дому, семье, поселку, стране, гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой и бережно относиться к ней.

Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Важнейшей частью деятельности ДОУ является осуществление мониторинга воспитательного процесса, влияния воспитательных воздействий на интеллектуальное, эмоционально-чувственное, деятельностное развитие личности, ее гражданско-патриотическое становление.

 

                                

 

 

Приложения к программе

 

 

 

Приложение №1

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей

Образовательная область

Содержание

Формы работы

Здоровье. Физическая культура

 

Формирование интереса к народным видам спорта и играм. Укрепление физического здоровья.

Подвижные игры: русские народные, игра народов России, и разных стран.

Коммуникация

Развитие умения общаться с целью получения знаний, знакомство с народным фольклором.

Использование современных информационных технологий, беседы, интервью, словотворчество.

Социализация

Принадлежность к нации, формирование основ толерантности, уважение к историческому и настоящему своего села, района, области, России. Приобщение к моральным нормам

Беседы, ситуативные разговоры, электронные презентации, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, викторины, составление семейного дерева, герба семьи.

Познание

Знакомство с историческим, географическим, экономическим, культурным и природным наследием  родного села, района, города, страны

Электронные презентации, создание мини-музеев, издание буклетов, сотворчество, проектная деятельность, исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, работа в мастерских, ярмарки.

Художественное творчество

Формирование интереса и приобщение к народным видам творчества, развитие детского творчества через применение знаний народного промысла в продуктивной деятельности.

Мини художественно-эстетические студии в каждой возрастной группе: рисование вышивка, работа с тканью, нитью, бумагой, плетение. Посещение музеев, использование видеозаписей. Оформление выставок.

 

Музыка

Приобщение к музыкальному народному творчеству

Интегрированные занятия, создание игровых ситуаций.

Чтение  художественной литературы

Формирование первичных ценностных представлений об образе жизни русского народа и  народов России.

Театральная деятельность, мастерская по изготовлению атрибутов, литературные викторины.

Труд

 

Формирование о труде, его роли в жизни общества.

 

 

Алгоритмы ознакомления с трудовой деятельностью взрослых.

Безопасность

 

Формирование правил безопасного для человека и природы поведения

 

Своды правил поведения, создание буклетов, электронных презентаций, рассмотрение проблемных ситуаций.

 

Приложение №2

 

Совершенствование предметно-развивающей среды

Центр игры

Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры на закрепление знаний о жизни русского народа, народов Росси и разных стран; подвижные игры разных народов.

Центр краеведения

Демонстрационный материал, отображающий географию, труд, быт, искусство русского народа, народов России и других стран: альбомы, буклеты, фото, карты, куклы в национальных костюмах, предметы быта, макеты «Русская  изба», «Крестьянское подворье», «Православная церковь», «Мельница»,

Центр  права

Подборка демонстрационных материалов, альбомы, буклеты, видеофильмы, отображающие права ребенка, воспитание толерантного отношения к детям другой расы, национальности.

Центр коммуникации

Видео и аудиотеки: мультимедиа презентации,  фильмы о родном  поселке, о Сибири, городе  Новосибирске,  о России, о  других  странах;  подборка речевых игр,  предметных  и  сюжетных картинок.

Центр художественной литературы

Подборка  произведений русских детских писателей и поэтов, поэтов и писателей разных стран, русский фольклор, знакомство с фольклором народов России и других стран

Центр науки

Подборка научно-популярной детской литературы, книг энциклопедического содержания.

Центр фантазий

Изделия народно-прикладного искусства  России, альбомы, буклеты, образцы и трафареты элементов узоров и росписей, карточки-технологии изготовления изделий, разнообразный изобразительный материал, дидактические игры.

Центр творчества

Разные виды театров, уголки ряженья, маски, шапочки, детская литература, сюжетные картинки и произведения, отражающие жизнь русского народа, народов России и других стран.

Центр музея

Мини-музеи и музейные комнаты: «Русская изба», «Народная игрушка», «Народные музыкальные инструменты», «Боевой славы», краеведческий «Люби и знай, свой родной край», галерея творчества «Развиваемся вместе».

Информационный центр

«Информационно-деловое оснащение» - уголок для родителей в приемной (рекомендательные статьи, газеты, буклеты, листовки, экран добрых дел, доска благодарности); информационный стенд у медицинского блока «Здоровячок», в коридорном помещении:  «Уголок безопасности» ; у кабинета заведующей «Нормативно-правовая база ДОУ»; у музыкального зала «Прекрасное пробуждает будущее», у физкультурного зала «Физкультурный уголок», у кабинета логопеда «Уголок логопеда», у кабинета психолога «Для вас, родители»;

Методический центр

Программно-методическое обеспечение, конспекты занятий, праздников, тематических досугов.

 

 

 

 

Приложение №3

 

Этапы реализации

программы по формированию личности гражданина

 

1.Диагностический:

·        Выявление затруднений участников Программы;

·        Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.

2.Теоретическое исследование:

·        Изучение теоретических вопросов;

·        Предварительная работа, сбор материалов;

·        Организация работы творческих групп.

3.Практическая часть:

·        Оформление пособий, разработка и принятие Программы;

·        Наработка практического материала;

·        Установление взаимосвязи  с социальными институтами.

·        Исследовательская деятельность, разработка проектов.

4.Подведение итогов работы:

·        Выступление с обобщённым опытом на конференциях различного уровня, защита проектов.

  

 

 

 

Приложение №4

 

Модель гражданина

 

Младший дошкольный возраст

·        Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи

·        Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах.

·        Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помошь взрослым

·        Развитие способности решать проблемы и преодолевать неудачи

·        Формирование начал экологической культуры

Средний дошкольный возраст

·        Осознание принадлежности к своему городу, национальности

·        Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми. Пробуждение бережного отношения к своему языку

·        Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться

·        Развитие способности верить в себя и в свои возможности

·        Формирование представлений о природе родного края

 

Старший дошкольный возраст

·        Осознание принадлежности к своему народу, республике, государству

·        Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни города, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины

·        Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться

·        Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества

·        Формирование экологической культуры, развитие экологического мышления и творческого воображения

 

 

                                                                                      

  Приложение №5

 

Методические рекомендации по организации

занятий-путешествий  в сказку, старину

   

      Занимательны для дошкольников «занятия-путешествия» в старину, в сказку, где можно познакомиться со старинными «диковинными предметами», игрушками, рассмотреть картины, встретиться с героями  народных сказок, выполнить задания и т.д. Для организации игры-путешествия используются карты или план путешествия. В игре-путешествии предусматриваются несколько остановок, где обращается внимание детей на сказочные объекты, и выполняются задания. 

        

Конспекты  занятий:

Занятие 1

                                      Тема занятия:  «Сказочный мир»

            Программные задачи:

1.      Уточнение знаний об   интерьере   традиционной   русской   избы,

названиями и назначением старинных предметов быта.

2.      Воспитание интереса к русской старине и крестьянскому быту.

3.      Формирование навыков взаимодействия в группе.

 

Ход занятия

1 часть:

Педагог: Представьте сказочную избу, ее интерьер, предметы быта, которыми пользовались сказочные герои. Нарисуйте эти предметы.

Теперь представим себе современное жилище и его обстановку. Как изменился тот старинный предмет, который вы изобразили? Во что он превратился? Если такого предмета сейчас нет, то чем его можно заменить? Нарисуйте на 2-й половине листа этот предмет современного обихода.

2 часть.      Работа в подгруппах.

Участники делятся на подгруппах по 5-6 человек. Каждый участник рассказывает остальным о своем предмете.

?      Что нарисовано?

?      Как его использовали люди?

?      Что произошло с этим предметом?

?      Как он изменился?

?      Как изменились образ жизни людей и черты их характера?

3.      От каждой группы выбирается один человек, которому предлагается

выбрать самый интересный предмет (свой или чужой), смоделировать

сказочную среду, в которой мог бы использоваться придуманный предмет, и

выступить от его имени и рассказать:

?      Кто я?

?      Какой я?

?      Каким я был?

?      Каким стал?

?      Какие черты утратил?

?      Какие приобрел?

?      Какие чувства вызвала у меня эта потеря (приобретение)?

(Если рассказчик затрудняется, допускается помощь микрогруппы).

3.      Заключительная беседа:

?      Без каких предметов быта хозяева дома не могли обходиться (детям предлагается назвать предметы с описанием их назначения)?

?      Как эти предметы облегчали быт людей?

?      Где, на ваш взгляд, людям жилось лучше: в крестьянском доме или в современном жилище? Почему?

 

       Занятие 2

    Тема: Русская национальная кухня в сказке

     Задачи:

1.      Сообщение сведений о русской национальной кухне и особенностях принятия пищи;

2.      Закрепление норм поведения, основой которых являются трудолюбие, гостеприимство, уважение к старшим.

 Используемые тексты: «Лиса и журавль», «Что дальше слышно», «Каша из топора», «Колобок».

Ход занятия.

     Приветствие.

     Речь педагога: «Иногда, прочитав сказку, мы можем узнать много интересного о жизни людей. Например, какие блюда они готовили, чем угощали гостей».

?      В каких еще сказках мы можем встретить упоминание о пище? («Гуси-лебеди» — молочная река и кисельные берега, «Курочка-ряба» - яйцо и т.д.).

?      Какие лакомства и напитки упоминаются в сказках?

?      Чем обычно заканчиваются сказки? («...И я там был, мед, пиво пил...»).

       Дети рассказывают сказки «Каша из топора», «Лиса и журавль».

    Вопросы по сказкам:

?      Из топора ли была сварена каша?

?      Кто вам больше нравится - солдат или баба? Почему?

?      В каких сказочных сюжетах упоминается каша? («Лиса и журавль», «Маша и медведь»).

?      Что означает выражение «не солоно хлебавши» в сказке «Лиса и

журавль»?

?      Просто ли испечь хлеб?

?      Какие продукты для этого необходимы?

      Задание: «Прочитайте, как описывается в сказках процесс приготовления пищи».

       Тексты:

    «Пришла курочка на мельницу, смолола зерно. Взяла муку, принесла домой. Замесила тесто, печь затопила и посадила хлеб в печку. Вышел каравай на славу - пышный да румяный».

    «Я по коробу метен, по сусеку скребен, на сметане мешен, да в масле пряжен, на окошке стужен».

    Чтение сказки «Что дальше слышно».

    Вопросы:

?      О чем спорили невестки в сказке «Что дальше слышно»?

?      Как вы понимаете выражение «Хлеб-соль»?

?      Почему хлеб-соль «слышно» дальше всего?

?      В чем заключена народная мудрость?

?      Что такое «хлебосольство»?

 Задание: составить словарь «Сказочная кулинарная книга».

III часть. Подведение итогов. Прощание.

 

            Занятие 3

 Тема: «Сказка и русский национальный костюм».

   Задачи:

1.      Сообщение знаний об особенностях,  деталях и атрибутах русского национального костюма.

2.      Усвоение норм поведения и взаимодействия в группе.

Используемые тексты: «Сказка о злой мачехе», «Два Мороза», «По

щучьему велению» и др.

Ход занятия

I        . Приветствие.

II. Часто ли в русской сказке описывается народный костюм?

      В деталях и атрибутах костюма сказка обыгрывает присущие древнему человеку представления о времени и пространстве.  Так, пояс символизирует замкнутость пространства вокруг человека, делающую его недосягаемым для злых духов. Неразлучная с телом человека рубашка в глазах наших предков обладала магической силой. Если кто-то хотел причинить зло своему недругу, ему стоило завладеть на время рубашкой своего врага.

      Многогранна была и символика красного цвета. Он был символом солнца и огня, а огонь в деревне — это не только тепло, но и страшные пожары, поэтому красный цвет служил символом не только радости, но и горя.

         Однако в костюмах для сенокоса он был посланником красного солнца, символом его союза с землей.

Вопросы:

?      Как вы понимаете слово «костюм»?

?      Какие детали одежды в него входят?

?      Из чего состоял мужской и женский костюм?

?      Используя материалы сказок, назовите виды мужских и женских головных уборов.

?      Какую обувь носили мужчины и женщины?

       Прочитайте описание одежды членов царской семьи:

   «Тут мамушки-нянюшки с сарафанами, сапожками, кокошниками набежали. Стали царевну одевать».

      Объясните незнакомые слова, пользуясь толковым словарем.

      Сравните описание царской одежды с описанием крестьянской одежды: «Воротился мужик с ярмарки, отдал дочкам гостинцы. Старшие дочки сарафаны пошили».

      Найдите сходства и различия.

   Проанализируйте описания одежды в следующих отрывках:

       «Говорит бедный брат богатому: «К тебе придут купцы в сапогах да шубах. А я в лаптях хожу да в худеньком сером кафтанишке»;

    «Мужика скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырках, на ногах, кроме лаптишек, ничего. А ты уж, братец, за барином беги. Видишь, на нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи».

?      Характеризует ли одежда сословное и материальное положение героев?  

?      Какое значение в сказках имеет цвет одежды?

?      Прочитайте отрывок из сказки и сделайте вывод, какой цвет являлся у славян любимым: « Говорят братья Емеле: «Мы поедем в город и купим тебе красный кафтан, красную шапку и красные сапоги».

?      Имеет ли цвет одежды символическое значение?

?      Какое значение в одежде имел пояс?

?      Что означало у наших предков слово «распоясаться»?

?      Какое значение оно имеет теперь?

?      Какое значение в одежде имел головной убор?

?      Что означало слово «опростоволоситься» и к кому оно относилось — к мужчине или женщине?

      Чтение «Сказки о злой мачехе».

      Вопросы:

?      Как  изготовлялась рубаха? 

?      Из чего ткали  холст для  рубахи?

?      Как выращивали лен?

?      Легко ли сшить рубаху? Почему?

       Задание: составить словарь «Лексикон сказочных костюмов».

III часть. Подведение итогов. Прощание. 

 

 

 

Приложение №6

Характеристики гражданско-патриотического воспитания дошкольников

 

 

 

Патриотическое            воспитание

Традиционный подход

Инновационный подход

Образовательный процесс

Как часть раздела образовательной программы

Проходит через интеграцию разных образовательных областей, взаимодействие всех специалистов

Методы обучения

Преимущественно репродуктивные, построенные по принципу от простого к сложному

Деятельностный и гендерный подход в обучении

Тип взаимодействия

Ребенок – объект педагогического воздействия

Ребенок – субъект предметно - практической активности и познания

Сотрудничество с семьей

Родитель – исполнитель деятельности педагога

Семья активный участник воспитательно-образовательного процесса

Содержание воспитания

Реализуется в ходе организованных занятий

Реализуется в ходе совместной и социально-организованной деятельности.

Расширен раздел программы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника».

Формируются умения самостоятельно добывать и применять знания.

Используются современные средства коммуникации.

Планирование

В системе знаний по ознакомлению с социальным миром

Разрабатывается перспективный план с учетом интеграции образовательных областей.

Формы организации

Коллективные

Групповые

Индивидуальные

По интересам

С учетом личностного развития

С учетом пола ребенка

С учетом окружающего социума.

Мониторинг

В системе диагностики по ознакомлению с социальным миром

Разработан и проводится мониторинг гражданско-патриотического воспитания: критерии, уровни.

Развивающая среда

Уголок краеведения

 

Совершенствование разных зон предметно-развивающей среды

 

 

 

 

 

 

Приложение №7

 

Планирование работы

Тема «Родная страна»

старшая и подготовительная группы

Сентябрь

Тема: «Россия – моя Родина».

Задачи

Примерное

 содержание

Совместная деятельность

Формировать представления о своей стране;

развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре;

Показать на глобусе расположение нашей страны, ее столицу;

рассказать о необъятности нашей Родины, что в России много разных городов и сел, что в России свая культура. Свои традиции, свой язык, промыслы, что каждый человек любит свою Родину;

Познавательная деятельность:

беседа о Москве;

рассматривание герба и флага России;

прослушивание гимна России;

оформление альбома «Россия – моя Родина»;

продуктивная деятельность:

рисование на тему: «Москва - столица»;

аппликация «Флаг России»;

игровая деятельность:

словесные игры: «Кто где живет?»;

дидактическая игра «Наша Родина - Россия»;

Х/Л: С.Баруздин «Главный город»;

 

Октябрь

Тема: «История возникновения Руси».

Задачи

Примерное  содержание

Совместная деятельность

Формировать первоначальные представления об истории возникновения Руси;

развивать умение использовать информацию об исторических событиях на практике;

Рассказ о истоках истории русского народа, о возникновении первых городов;

Познавательная деятельность:

беседы: «История возникновения России»;

экскурсия в краеведческий музей;

 продуктивная деятельность:

лепка «Старинные дома»;

игровая деятельность:

дидактическая игра «Составь рассказ»;

подвижная игра «Защити крепость»;

Х/Л: чтение фрагментов книги «История России в рассказах для детей» А.О. Ишимовой;

музыкальная деятельность:

слушание народной музыки в современной обработке;

 

Ноябрь

Тема: «Москва – столица нашей Родины»

Задачи

Примерное  содержание

Совместная деятельность

Формировать представление об истории зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле;

вызывать положительное отношение к краеведческому материалу;

Рассказ воспитателя о истории происхождения столицы нашей Родины, используя наглядно-иллюстрированный материал;

Познавательная деятельность:

беседы:«Москва- столица нашей Родины», «Почему Красная площадь так называется?»;

просмотр иллюстрированного материала;

создание альбома(совместно с детьми) «Москва в прошлом и настоящем»;

игровая деятельность:

дидактические игры: «Собери Кремль»; С/Р игра «Метрополитен»;

продуктивная деятельность:

рисование Кремля, коллективная аппликация «Красная площадь»;

художественная литература:

С.Баруздин «Главный город», разучивание пословиц, поговорок;

    

Декабрь.

Тема:  «Символы  России».

Задачи

Примерное содержание

Совместная деятельность

Формировать элементарные  представления о происхождении герба, флага, знамени России. Воспитывать уважение к цветам российского флага.

Знакомить с их символическим значением

Знакомство детей с символикой. Рассказ воспитателя о ее происхождении, истории

Экскурсия-наблюдение в «Уголок патриотического воспитания»

Рассматривание герба, флага России. Чтение Х/Л. Дидактическая игра «Моя Россия». Заучивание стихотворений о Родине

 

Январь

Тема: «Русские народные праздники».

Задачи

Примерное содержание

Совместная деятельность

Углублять представление о том, что каждый человек принадлежит к определенной культуре (традиции, праздники);

формировать интерес к культуре своего народа;

Рассказ воспитателя о русских традициях, праздниках;

демонстрация русских народных музыкальных инструментов;

Беседа «Славянские боги и праздники»;

знакомство с русскими народными инструментами;

прослушивание русских народных мелодий «Ах, вы сени», «Гусли»;

рисование «Масленица»;

лепка «Угощение на Масленицу»;

кукольная инсценировка «Театр Петрушки»;

 Февраль

Тема: «Наши защитники».

Задачи

Примерное  содержание

Совместная деятельность

Углублять представления о государстве(армия, народ, территория);

познакомить с творчеством русских художников, писателей, затронувших тему русских воинов;

Рассказ о русской армии, народе, о территории;

Беседа «Зачем солдату мундир»;

чтение глав из энциклопедии «Я познаю мир»(история);

рассматривание картин о пограничниках на посту;

 Март

Тема: «Встреча весны».

Задачи

Примерное  содержание

Совместная деятельность

Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа;

учить ценить прошлое;

Используя игровую мотивацию, воспитатель рассказывает детям о народных традициях встречи весны, используя пословицы, поговорки, загадки;

Беседа «Пришла весна»;

рассматривание картин: Левитан «Весна», Л.Бродская «Март»;

чтение Х/Л, заучивание закличек, знакомство с народными приметами;

работа с тестом «Жаворонки»;

аппликация «Пришла весна»;

 Апрель

Тема: «Освоение космоса».

Задачи

Примерное  содержание

Совместная деятельность

Дать элементарные сведения об освоении космоса, о первом космонавте;

сформировать эмоциональное отношение к космонавтам;

Прослушивание мифа об Икаре;

рассказ о том, как зарождалась мысль о полете в космос, о Гагарине;

Познавательная деятельность:

беседа по теме «Первая лунная дорога»;

составление историй-фантазий об инопланетянах;

рассматривание альбома «Через тернии к звездам»;

игровая деятельность:

С/Р игра «Космонавты»;

продуктивная деятельность:

рисование «Жизнь на других планетах»;

 Май

«Боевая слава нашего народа»

 

Формирование  у  детей патриотических  чувств,  основанных  на  ознакомлении  с  боевыми  традициями  нашего  народа  и  памятниками  боевой  славы;

воспитание  и  уважения  к  защитникам  Родины  на  основе  ярких  впечатлений,  конкретных  исторических  фактов  доступных  детям  и  вызывающим  у  них  эмоциональные  переживания;

развитие  интеллектуальной  компетенции  ребенка,  коммуникативной  функции  речи.  

посещение  парка  Победы,  возложение  цветов  к  памятнику  воинам – землякам;

тематические  занятия;

прослушивание  песенного  репертуара  на  военную  тематику. 

Экскурсия  к  памятнику  воинам – землякам,  павшим  в  ВОВ;

целевые  прогулки;

встречи  детей  с  участниками  ВОВ,  ветеранами  труда,  солдатами – курсантами;

конкурс  детского  рисунка  «Цветы  победителям»;

чтение  художественных  произведений;

дидактические,  подвижные,  сюжетно – ролевые  игры

                                                                                                                           Приложение №8

 

Планирование работы

 Тема «Край, в котором ты живешь»

старшая и подготовительная группы

Сентябрь

Тема: «Люблю березку русскую, то светлую, то грустную…».

Задачи

Примерное

содержание

Совместная деятельность

Расширять и уточнять представления детей о растительном мире нашей местности (в частности о деревьях);

учить узнавать деревья по внешнему виду и называть их;

формировать бережное отношение к растительному, понимать значение растительного мира в жизни людей

Воспитатель знакомит детей с растительным миром края, рассказывает о растениях, занесенных в Красную книгу

Экскурсия в лес;

беседа о природе;

заучивание стихотворений, загадок, песен;

дидактическая игра

Октябрь

Тема: «Коченево – поселок тружеников».

Расширять и закреплять знания детей о родном поселке;

вызывать интерес к труду взрослых;

воспитывать уважение к людям труда

Воспитатель знакомит с историей поселка;

рассказ о профессиях

Знакомство с историей поселка;

создание макета поселка;

экскурсии на места работы родителей;

заучивание стихотворений о поселке;

дидактические игры

Ноябрь

Тема: «Беседы у древнего очага»

Познакомить детей с Сибирской землей, с культурой;

учить  бережному отношению к природе – общему дому всех людей;

Воспитатель знакомит детей с бытом, культурой жителей Сибири;

 рассказ о предметах быта, одежде, посуде;

Экскурсия в музей;

Чтение художественной литературы;

рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта одежды;

Декабрь

Тема: «Мой край – земля Сибирская».

Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свой род, любовь к месту, где живешь;

уточнить представления детей о гербах;

познакомить;

познакомить с гербом города Новосибирска и поселка Коченево;

пробудить интерес к истории и культуре Сибири

Воспитатель знакомит детей с гербом города Новосибирска, Коченево;

рассказ воспитателя об истории создания гербов;

Рассматривание карты России, гербов российских городов;

чтение художественной литературы;

дидактическая игра «Собери герб»

Январь

Тема: «Мой ласковый и нежный зверь».

Закрепить представления детей о животных Сибири;

способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным;

познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность;

воспитывать у детей любовь к животным

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением животных, просит рассказать о месте обитания, чем питаются

Рассматривание иллюстраций;

чтение художественной литературы;

дидактические игры

Февраль

Тема: «Памятники нашего поселка».

Познакомить детей с памятниками нашего поселка;

развивать интерес к возникновению памятников

Воспитатель вносит иллюстрации с изображением памятников;

знакомит с историей их появления

Экскурсии к памятникам (по выбору воспитателя);

беседа об истории возникновения памятников;

дидактические игры;

чтение художественной литературы;

Март

Тема: «Быт и одежда Сибирских народов».

Познакомить детей с бытом и традиционными костюмами народов Сибири;

развивать интерес к одежде народов Сибири;

познакомить с народными промыслами

Воспитатель предлагает детям рассмотреть традиционные предметы быта, макет жилища, иллюстрации с изображением одежды

Экскурсия в музей;

чтение художественной литературы; дидактические игры

 

Апрель

Тема: «Поселок, окольцованный лесами».

Закрепить и совершенствовать знания детей об историческом прошлом поселка Коченево, его географическое расположение, природные ресурсы

вызывать гордость за свой поселок;

воспитывать любовь к своей малой Родине;

Составление рассказов детьми о поселке (по иллюстрациям);

создание макета поселка с использованием схем – символов

Просмотр видеофильма;

изготовление схем символов;

заучивание стихотворений о поселке;

дидактические игры;

художественно – продуктивная деятельность

Май

Тема: «День Победы».

Закрепить знания детей об историческом прошлом и великих подвигах русского народа;

воспитывать чувство патриотизма, стремление подрожать героям нашей Родины;

уточнить смысл пословиц и поговорок о героизме, смелости, любви к Родине

Продолжать знакомить детей с боевой славой русского народа в ВОВ;

 

 

Экскурсия к памятнику воинам – землякам, погибшим в ВОВ; прослушивание аудиозаписей с военной тематикой;

просмотр презентаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №9

Формы работы с детьми:

 

  - Необычное приветствие.

 -  Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного  характера.

- Приглашение в путешествие.

- Создание проблемной ситуации.

- Фразы педагога: «Я рада встрече с вами»; «Что бы это значило? Попробуем разобраться…»; «Мне не терпится поделиться с вами…»; «Предлагаю вам отправиться в путешествие»; «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?»

- Выполнение заданий в рабочих тетрадях совместно с родителями.

- Гостевание.    

- Совместная проектная деятельность.

- Музей-изба.

- Анализ нравственных качеств.

- Ручной труд.

- Природоохранная деятельность.

- Изготовление подарков.

- «Уроки доброты».

-Акции.

- Выставки и экспозиции.

- Развлечения, досуги, праздники, концерты.

- Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры «Мастерская старинных кукол», подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничкства).

- Сказки.

- Инсценировки, театрализации.

- Выставка военной техники, детских рисунков «Войне мы скажем – Нет!».

- Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.

Приложение №10

Форма организации работы с родителями                                                                                             

 - Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»

 - Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»

- Индивидуальные консультации, беседы.

- Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».

- Фотовыставки   «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе» «Игра и дети», «Мой любимый домашний питомец»,  «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»

- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).

- Совместное создание взросло-детских  проектов «Летающая страна», «Кукла из маминых варежек», «Моя любимая кукла», «Детка».

Оформление информационного стенда:  рубрика «Пошли мне чтения доброго…», «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).

- Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»).

- Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах».

- Выполнение заданий в рабочих тетрадях.

- «Встреча с интересными людьми».

 

 

 

 

                                                                                                                         

Рекомендации для родителей.

        Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

         Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

         Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него- родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

. Обращайте внимание ребенка на красоту родного села.

. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

. Расширяйте собственный кругозор

. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №11

 

Интегрированные связи со специалистами

Специалисты

Формы работы

Педагог-психолог

Проект «Взаимодействие педагога-психолога со специалистами и педагогами ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Организация и проведение совместных праздников, досугов, занятий и других мероприятий с детьми

Разработка и реализация методов и способов коррекции микроклимата в группах

Организация индивидуальных и групповых корректирующих занятий для детей, имеющих трудности в развитии, поведении, общении

Диагностика уровня психического развития детей с последующей организацией коррекционной работы

Организация консультативной работы для родителей

Помощь руководителю в организации благоприятного морального климата в коллективе педагогов, сотрудников

Учитель-логопед

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами и семьями воспитанников с недостатками речи»

Организация индивидуальной работы с детьми

Организация и проведение совместных праздников досугов, тематических вечеров с детьми

Индивидуальные практикумы, игры-тренинги

Совместные индивидуальные логопедические занятия с родителями

Диагностика уровня речевого продвижения ребенка

Музыкальный руководитель

Проект «Музыкально-эстетическое развитие дошкольников средствами народно-художественной культуры»

Занятия,  праздники, игры, досуги для формирования устойчивых певческих навыков, устранение проблемы не поющих детей, элементарных навыков исполнительства на русских народных инструментах, закрепление интереса к народной художественной культуре через погружение в фольклорную ситуацию, освоение традиционной игровой культуры

Семинары, консультации, мастер-классы занятия с педагогами для расширения знаний в области народной художественной культуры, овладение методическими основами работы с фольклорным материалом, освоение методических приемов народной художественной культуры для работы с детьми

Совместные праздники, досуги. Занятия. Заседания клубов «Семейная гостиная» с родителями и представителями социума для пробуждения интереса к детскому фольклору и успехам ребенка в овладении народной художественной культурой и привлечение к сотрудничеству в практической работе  через личное участие

Инструктор по физической культуре

Проект «Физическая культура как одно из средств восприятия ребенком эстетических начал»

 

 

Подвижные, спортивные игры, игры-эстафеты, игры с использованием нестандартного оборудования с детьми  в ДОУ и совместно - проводимые с родителями с представителями социума на праздниках, развлечениях, досугах, соревнованиях и других мероприятиях для воспитания чувства коллективизма, товарищества, решительности роста самооценки, чувства успешности, доброжелательности, чувства сплоченности, взаимопомощи и взаимовыручки; любви к членам своей семьи, малой Родине, гордости за свой народ, страну, воспитание патриотизма.

«Элементарный туризм»: походы, прогулки, экскурсии для воспитания гуманного отношения к природе, укрепления дружеских отношений друг с другом и взрослыми

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №12

 

Портрет современного гражданско-патриотического идеала

выпускника детского сада

 

Базовые национальные ценности

Гражданско-патриотические качества старшего дошкольника

Проявление этих качеств в жизни

Патриотизм

-любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, улице, поселку, краю;

-уважение к символам государства;

-чувство гордости за достижения своей страны.

-имеет четкие представления о стране, поселке в котором живет; знает символику своего государства и ее значение; -знает и охотно рассказывает о земляках, прославивших его малую родину;

- с интересом делится впечатлениями о ярких событиях в жизни поселка, государства

Социальная солидарность

-чувство уважения к людям;

-желание быть справедливым;

-доброе отношение к людям любой национальности;

-имеет представления о нравственных понятиях «справедливость», «милосердие» и может проявить их в отдельных случаях

Гражданственность

-желание знать историю своей страны;

-стремление совершать поступки, которые взрослые оценивали бы как достойные гражданина своей страны.

-имеет представления об истории и культуре своего народа;

-может рассказать о том, какими бы качествами хотел обладать, как гражданин своей страны;

Семья

-любовь и уважение к членам семьи;

-забота о них.

- хорошо знает свою семью, ее традиции;

-проявляет заботу обо всех членах семьи, особенно младших;

-активный участник всех семейных начинаний.

Труд и творчество

-уважение к труду взрослых;

-стремление самостоятельно что-либо создавать, трудиться.

-творческий подход к предлагаемым заданиям.

-бережно относится к предметам, сделанными руками людей;

-предлагает свою помощь взрослым;

-проявляет творчество при самостоятельном выполнении заданий.

Наука

-познавательная активность;

 

-активен в познании окружающего мира (вопросы, желание экспериментировать); очень хочет стать школьником, чтобы знать еще больше.

Искусство и культура

-умение видеть красоту произведений искусства;

-интерес к литературным произведениям;

-умение дать нравственную оценку поступкам литературных героев.

-знает различные жанры произведений искусств; 

-с интересом посещает выставки, музеи;

-внимательно слушает произведения художественной литературы;

-активно обсуждает прочитанное и увиденное.

Природа

-осознанное бережное отношение к природе.

-проявляет заботу о братьях наших меньших

-не совершает негативных поступков по отношению к природному миру;

-указывает на недостойное поведение других людей в этой области.

Человечество

-доброжелательность к окружающим людям.

-внимателен в общении со сверстниками и взрослыми;

-умеет находить выход из конфликтных ситуаций без применения силы.

 

Приложение №13

Мониторинг гражданско-патриотического воспитания дошкольников

 

1. Малая Родина. Название поселка, домашний адрес, название достопримечательностей поселка, название зеленых зон, название улиц, площадей.

2. Символика. Флаг России, герб России, герб родного поселка, флаг поселка, гимн поселка.

3. История народной культуры и традиций. Народные игрушки, народные праздники, жилище человека, предметы быта.

4. Исторический, географический и природный компоненты. Природные богатства района, природно-климатическая зона (лес), вид ландшафта

5. Личностный компонент. Отношение к окружающей среде, забота о близких, проявление дружелюбия, умение управлять своими чувствами, договориться. Умение анализировать свои поступки и поступки других.

 

Оценка:

5 баллов - Знает свое имя, фамилию, название поселка, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны поселка, 4 - 5 улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб поселка; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

4 балла - Знает свое имя, фамилию, название страны, поселка, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб поселка; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади поселка (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.


3 балла - Затрудняется назвать страну, поселок. С трудом называет свой адрес, но узнает флаг, герб, гимн России, своего поселка; отсутствуют знания о достопримечательностях родного поселка; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, края, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

2 балла- С помощью взрослого называет свое имя, фамилию, название страны, поселка, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб поселка; с подсказкой называет достопримечательности, зеленые зоны, улицы поселка (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.


1 балл – Не знает названия страны, поселка. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного поселка; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №14

 

Литература.

 

1.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.

2.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.

3.Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.

4.Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников» Л.Ф.Островская М. «Просвещение» 1987.

5.Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.

6.«Знакомство детей с русским народным творчеством», Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова, 2004г.

7.Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.

8.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

9.«Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста» Н.В.Пугачёва, Н.А.Есаулова М.: Педагогическое общество России, 2006.

10.Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.

11.«Личность и её формирование в детском возрасте» Л.И.Божович М.: 1968.

12.Программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы».

13.Программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы.

14.«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева.

15.«Правила поведения для воспитанных детей» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёва, О.Г.Сазонова ЭКСМО 2005.

16.«Педагоги, родители, дети», Л.И. Маленкова, 1998г.

17.«Русские праздники» И. Панкеев М.: Яуза, 1998.

18.«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», М.Д. Маханева, 2009г.

19.«Я и мир», Л.Л. Масалова, 2010г. 

Дата последнего обновления страницы 27.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения