«На прогулке»
Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Педагог предлагает детям следующие игры-тренинги.
« Солнышко». Улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, веет шерстку, котику тепло, он потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции: удовольствие, блаженство).
«Теплый ветерок». Подул ветерок, он теплый, нам приятно.
«Туча». Туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, нахмурься, как туча.
«Дождик». Закапал дождик, ребятки радуются, смеются.
«Ветер». Налетел ветерок, дует, капельки испугались, разлетелись в разные стороны.
«Снежинки»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.
Материал: мелко нарезанная бумага (конфетти).
Ход. Педагог предлагает детям по очереди подбрасывать вверх свои «снежинки», при этом стараясь осыпать ими как можно больше детей. Игра происходит с участием воспитателя. (Аналогично может проводиться игра-тренинг «Дождик».)
«Весна, лето, осень, зима»
Цель: развитие умения определять и выражать различные эмоциональные состояния.
Ход. Чтение художественной литературы, отражающей сведения о характерных признаках сезонов года.
Вопросы к детям: «Какие "человечки настроения" живут весной (летом, осенью, зимой)? Почему? Изобрази, какая весна, какой "человечек"?»
Работа с природным материалом
Цель: развитие умения свободно выражать эмоциональные состояния, снятие мышечного напряжения, тревожности, ослабление негативных эмоций.
Материал: ящики с песком, глиной, сосуды с водой.
Ход. Игры с песком, водой и глиной — пересыпание, переливание; постройки из песка, разрушение построек; манипуляции с глиной (разминание пальцами, лепка фигур). Деятельность самостоятельная, предполагает полное самовыражение ребенка.
Арттерапия (рисование)
Цель: развитие умения свободно выражать эмоциональные состояния, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности.
Материал: гуашь разных цветов.
Темы рисования: «Грустныйдождик», «Веселый дождик», «Спокойная водичка», «Злая водичка», «Солнышко», «Снежинки», «Дождик».
«Изобрази животное»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Темы: «Злая собака», «Веселый щенок», «Грустный зайчик», «Веселый зайчик», «Хитрая лисичка», «Озорной котенок», «Испуганный птенец», «Косолапый мишка», «Трусливый зайчишка», «Смелый заяц», «Грустная кошка», «Веселый котенок».
Игры с трафаретами
Цель: развитие умения выражать эмоциональные состояния через цвет, развитие эмпатии.
Материал: трафареты животных, гуашь.
Темы: «Грустный котенок», «Веселый котенок», «Злая собака», «Испуганный щенок», «Зайчик плачет», «Зайчику весело».
«Ветер дует на...»
Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения.
X о д. Со словами «ветер дует на того...» ведущий начинает игру. Ветер дует на тех, у кого есть какие-либо особенности, отличия. Например на того, кто любит животных, кто любит зиму, кто много плачет и т.п. Слово «ветер» можно заменять названиями разновидностей ветра: ураган, сильный ветер, теплый (холодный) ветер и т.п., определяя характер дыхания и движения того, на кого ветер дует. Ведущего необходимо менять при смене разновидности ветра, качеств, особенностей.
«Прогулка по ручью»
Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного напряжения.
Ход. На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.
«Тренируем эмоции»
Цель: развитие умения выражать различные эмоции, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. Ход. Педагог предлагает детям:
- нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;
- улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;
- позлись, как гром, вихрь, ураган;
- испугайся, как человек, увидевший молнию;
- устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;
- отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.
«Дождик»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.
Материал: листы бумаги, ножницы.
Ход. Педагог предлагает детям мелко нарезать бумагу — сделать «дождинки-капельки» (в течение 3 мин). По окончании работы дети по очереди подбрасывают вверх «капельки», осыпая друг друга. Затем обсуждается, какие чувства дети испытывают, когда попадают под теплый (холодный) дождик, под ливень, моросящий дождь и т.п. (Аналогично может выполняться игра-тренинг «Снег».)
Для детей старшего дошкольного возраста
«Прогулка по ручью»
Цель: стимулирование активности, развитие навыков конструктивного общения, развитие саморегуляции.
Ход. На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.
«Из семени в дерево»
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие саморегуляции.
Ход. Педагог предлагает детям превратиться в маленькие сморщенные семечки (сжаться в комочек на полу). Приходит садовник (ребенок). Садовник очень бережно относится к семечкам, заботится о них, поливает (гладит по голове). Выглянуло солнышко, упал теплый луч на землю, семечко проросло и превратилось в прекрасный цветок (дети медленно поднимаются, поднимают вверх руки, расправляют пальцы-лепестки).
«На лугу»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, тревожности.
Ход. Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что они находятся в самом прекрасном месте Земли: «Это огромный цветущий луг. Здесь растет много разных растений — зеленая трава, прекрасные цветы. Раннее утро. Мы с вами идем по цветущему лугу. Вы чувствуете, как ваши ноги ступают по утренней росе, как ваше тело окутывает утренняя прохлада, дует нежный ветерок. Вдохните поглубже свежий воздух. Прислушайтесь — поют птицы, журчит ручеек, стрекочут кузнечики. Вам хорошо, в вас входят новые силы. Откройте глаза и медленно оглянитесь вокруг. Желаю вам бодрости и ощущения свежести утра».
«Цветок добра»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения выражать чувства и эмоции, развитие эмпатии.
Ход. Педагог предлагает детям представить, что у них в руках находится волшебный цветок добра: «Протяните руки вперед, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную доброту. Она согревает вас, ваше тело, ваше сердце. Посмотрите, цветок добра очень красивый. Понюхайте его. Как он хорошо пахнет. Прижмите цветок к своему сердцу. Почувствуйте, как добро и красота входят в вас, согревают вам сердце. У вас появляются новые силы, силы здоровья, радости. Я желаю вам, чтобы вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра, как хорошо, когда можно подержать его в руках и прижать к своему сердцу».
«На какое дерево я похож»
Цель: развитие адекватной самооценки, умения передавать свои эмоции и чувства посредством мимики и жестов.
Ход. Педагог обучает детей нескольким движениям, которыми можно изобразить разные деревья. Затем предлагает изобразить любое дерево и отгадать, какие деревья дети загадали. После этого каждый ребенок загадывает свое дерево, на которое он похож. Педагог: «А теперь представьте, что подул очень сильный ветер, он гудит, летит, свистит. Покажите, что происходит с деревьями. А сейчас еще и дождь хлещет, как из ведра. Что вы чувствуете? Но вот дождь закончился, ветер стих и выглянуло солнышко. Высохли капли дождя на ваших листочках и на ваших веточках весело запели птички».
Музыкотерапия «Танец пяти движений»
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие способности выражать чувства и эмоции, используя мимику, движения.
Материал: магнитофон, запись с музыкой разных темпов продолжительностью 1 мин каждая.
Ход. Педагог включает музыку, дети выполняют под нее различные произвольные движения, передают свои эмоции при помощи мимики.
Темы:
а) «Течение воды» — плавная музыка;
б) «Переход через чащу» — резкая, импульсивная музыка;
в) «Ураган» — неконструктивная, хаотичная музыка;
г) «Полет бабочек» — лирическая, плавная музыка;
д) «Покой» — спокойная, тихая музыка или шум воды, морской прибой, звуки леса (под эту музыку рекомендуется остановиться, можно лечь (сесть) и прислушаться к себе).
«Ивушка» («Рябинушка», «Елочка», «Березка» и т.п.)
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Ход. Педагог предлагает детям представить, что они ивушки: «Стоит ивушка (дети стоят, подняв руки-веточки вверх); подул ветерок, ивушка согнулась (дети наклоняются, расправляют пальцы-веточки, наклоняют голову к груди, приоткрывают рот); дует ветерок, качается ивушка (дети покачиваются в стороны, вперед, назад); пропал ветерок, ивушка выпрямилась (дети выпрямляются)». Педагог предлагает встряхнуть руки, ноги: «Стряхните свою усталость, еще чуть-чуть осталось, повторим еще».
«Зоопарк»
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, снижение агрессии.
Материал: стулья — «клетки».
Ход. Педагог предлагает детям выбрать животное зоопарка, которое каждый из них будет изображать. Животные сидят в клетках (за стульями). Дети отгадывают, какие животные живут в зоопарке. Когда всех животных отгадают, клетки открываются и звери выходят на свободу: бегают, прыгают, рычат.