ИГРЫ-ТРЕНИНГИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

МКДОУ детский сад №4

«Колосок»

ИГРЫ-ТРЕНИНГИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

 

 

«На прогулке»

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать раз­личные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения.

Ход. Педагог предлагает детям следующие игры-тренинги.

« Солнышко». Улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, веет шерстку, котику тепло, он потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции: удовольствие, блаженство).

«Теплый ветерок». Подул ветерок, он теплый, нам приятно.

«Туча». Туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, на­хмурься, как туча.

«Дождик». Закапал дождик, ребятки радуются, смеются.

«Ветер». Налетел ветерок, дует, капельки испугались, разлете­лись в разные стороны.

«Снежинки»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

Материал: мелко нарезанная бумага (конфетти).

Ход. Педагог предлагает детям по очереди подбрасывать вверх свои «снежинки», при этом стараясь осыпать ими как можно боль­ше детей. Игра происходит с участием воспитателя. (Аналогично может проводиться игра-тренинг «Дождик».)

«Весна, лето, осень, зима»

Цель: развитие умения определять и выражать различные эмо­циональные состояния.

Ход. Чтение художественной литературы, отражающей сведе­ния о характерных признаках сезонов года.

Вопросы к детям: «Какие "человечки настроения" живут весной (летом, осенью, зимой)? Почему? Изобрази, какая весна, какой "человечек"?»

Работа с природным материалом

Цель: развитие умения свободно выражать эмоциональные со­стояния, снятие мышечного напряжения, тревожности, ослабле­ние негативных эмоций.

Материал: ящики с песком, глиной, сосуды с водой.

Ход. Игры с песком, водой и глиной — пересыпание, перели­вание; постройки из песка, разрушение построек; манипуляции с глиной (разминание пальцами, лепка фигур). Деятельность само­стоятельная, предполагает полное самовыражение ребенка.

Арттерапия (рисование)

Цель: развитие умения свободно выражать эмоциональные со­стояния, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности.

Материал: гуашь разных цветов.

Темы рисования: «Грустныйдождик», «Веселый дождик», «Спокойная водичка», «Злая водичка», «Солнышко», «Снежин­ки», «Дождик».

 «Изобрази животное»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Темы: «Злая собака», «Веселый щенок», «Грустный зайчик», «Веселый зайчик», «Хитрая лисичка», «Озорной котенок», «Ис­пуганный птенец», «Косолапый мишка», «Трусливый зайчишка», «Смелый заяц», «Грустная кошка», «Веселый котенок».

Игры с трафаретами

Цель: развитие умения выражать эмоциональные состояния через цвет, развитие эмпатии.

Материал: трафареты животных, гуашь.

Темы: «Грустный котенок», «Веселый котенок», «Злая соба­ка», «Испуганный щенок», «Зайчик плачет», «Зайчику весело».

«Ветер дует на...»

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения.

X о д. Со словами «ветер дует на того...» ведущий начинает игру. Ветер дует на тех, у кого есть какие-либо особенности, отличия. Например  на того, кто любит животных, кто любит зиму, кто много плачет и т.п. Слово «ветер» можно заменять названиями разновидностей ветра: ураган, сильный ветер, теплый (холодный) ветер и т.п., определяя характер дыхания и движения того, на кого ветер дует. Ведущего необходимо менять при смене разно­видности ветра, качеств, особенностей.

«Прогулка по ручью»

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного напряжения.

Ход. На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широ­кий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кла­дут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно пере­двигаются вдоль берега ручейка.

«Тренируем эмоции»

Цель: развитие умения выражать различные эмоции, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. Ход. Педагог предлагает детям:

-    нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;

-    улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;

-    позлись, как гром, вихрь, ураган;

-    испугайся, как человек, увидевший молнию;

-    устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;

-    отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.

 «Дождик»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

Материал: листы бумаги, ножницы.

Ход. Педагог предлагает детям мелко нарезать бумагу — сде­лать «дождинки-капельки» (в течение 3 мин). По окончании рабо­ты дети по очереди подбрасывают вверх «капельки», осыпая друг друга. Затем обсуждается, какие чувства дети испытывают, когда попадают под теплый (холодный) дождик, под ливень, морося­щий дождь и т.п. (Аналогично может выполняться игра-тренинг «Снег».)

Для детей старшего дошкольного возраста

«Прогулка по ручью»

Цель: стимулирование активности, развитие навыков конст­руктивного общения, развитие саморегуляции.

Ход. На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широ­кий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кла­дут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно пере­двигаются вдоль берега ручейка.

«Из семени в дерево»

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряже­ния, развитие саморегуляции.

Ход. Педагог предлагает детям превратиться в маленькие смор­щенные семечки (сжаться в комочек на полу). Приходит садовник (ребенок). Садовник очень бережно относится к семечкам, забо­тится о них, поливает (гладит по голове). Выглянуло солнышко, упал теплый луч на землю, семечко проросло и превратилось в прекрасный цветок (дети медленно поднимаются, поднимают вверх руки, расправляют пальцы-лепестки).

«На лугу»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, тревожности.

Ход. Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что они находятся в самом прекрасном месте Земли: «Это огром­ный цветущий луг. Здесь растет много разных растений — зеленая трава, прекрасные цветы. Раннее утро. Мы с вами идем по цвету­щему лугу. Вы чувствуете, как ваши ноги ступают по утренней росе, как ваше тело окутывает утренняя прохлада, дует нежный ветерок. Вдохните поглубже свежий воздух. Прислушайтесь — поют птицы, журчит ручеек, стрекочут кузнечики. Вам хорошо, в вас входят новые силы. Откройте глаза и медленно оглянитесь вокруг. Желаю вам бодрости и ощущения свежести утра».

«Цветок добра»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения выражать чувства и эмоции, развитие эмпатии.

Ход. Педагог предлагает детям представить, что у них в руках находится волшебный цветок добра: «Протяните руки вперед, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную доброту. Она согревает вас, ваше тело, ваше сердце. Посмотрите, цветок добра очень красивый. Понюхайте его. Как он хорошо пахнет. Прижмите цветок к своему сердцу. Почувствуйте, как добро и красота входят в вас, согревают вам сердце. У вас появляются новые силы, силы здоровья, радости. Я желаю вам, чтобы вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра, как хоро­шо, когда можно подержать его в руках и прижать к своему сердцу».

«На какое дерево я похож»

Цель: развитие адекватной самооценки, умения передавать свои эмоции и чувства посредством мимики и жестов.

Ход. Педагог обучает детей нескольким движениям, которыми можно изобразить разные деревья. Затем предлагает изобразить любое дерево и отгадать, какие деревья дети загадали. После этого каждый ребенок загадывает свое дерево, на которое он похож. Педагог: «А теперь представьте, что подул очень сильный ветер, он гудит, летит, свистит. Покажите, что происходит с деревьями. А сейчас еще и дождь хлещет, как из ведра. Что вы чувствуете? Но вот дождь закончился, ветер стих и выглянуло солнышко. Высох­ли капли дождя на ваших листочках и на ваших веточках весело запели птички».

Музыкотерапия «Танец пяти движений»

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряже­ния, развитие способности выражать чувства и эмоции, исполь­зуя мимику, движения.

Материал: магнитофон, запись с музыкой разных темпов продолжительностью 1 мин каждая.

Ход. Педагог включает музыку, дети выполняют под нее раз­личные произвольные движения, передают свои эмоции при по­мощи мимики.

Темы:

а)  «Течение воды» — плавная музыка;

б)  «Переход через чащу» — резкая, импульсивная музыка;

в)  «Ураган» — неконструктивная, хаотичная музыка;

г)  «Полет бабочек» — лирическая, плавная музыка;

д)  «Покой» — спокойная, тихая музыка или шум воды, мор­ской прибой, звуки леса (под эту музыку рекомендуется остановиться, можно лечь (сесть) и прислушаться к себе).

«Ивушка» («Рябинушка», «Елочка», «Березка» и т.п.)

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряже­ния.

Ход. Педагог предлагает детям представить, что они ивушки: «Стоит ивушка (дети стоят, подняв руки-веточки вверх); подул ветерок, ивушка согнулась (дети наклоняются, расправляют паль­цы-веточки, наклоняют голову к груди, приоткрывают рот); дует ветерок, качается ивушка (дети покачиваются в стороны, вперед, назад); пропал ветерок, ивушка выпрямилась (дети выпрямляют­ся)». Педагог предлагает встряхнуть руки, ноги: «Стряхните свою усталость, еще чуть-чуть осталось, повторим еще».

«Зоопарк»

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряже­ния, снижение агрессии.

Материал: стулья — «клетки».

Ход. Педагог предлагает детям выбрать животное зоопарка, ко­торое каждый из них будет изображать. Животные сидят в клетках (за стульями). Дети отгадывают, какие животные живут в зоопар­ке. Когда всех животных отгадают, клетки открываются и звери выходят на свободу: бегают, прыгают, рычат.

Дата последнего обновления страницы 27.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения