Утверждаю: заведующая
МКДОУ детский сад №4 «Колосок»
Т.А. Лысенко
У Ч Е Б Н Ы Й П Л А Н
муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
детский сад №4 «Колосок»
на 2016 – 2017 учебный год
2016г.
Пояснительная записка
к учебному плану
Учебный план МКДОУ детский сад № 4 «Колосок» на 2016 – 2017 учебный год разработан в соответствии с документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах дошкольного образования» ;
- Примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е издание, исправленное и дополненное.
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
-Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249
- Основной образовательной программы МКДОУ детский сад №4 «Колосок».
Основная цель учебного плана: Регламентация воспитательно-познавательной деятельности.
Учебный план ДОУ является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности.
Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели.
В 2016-2017 уч. г. в ДОУ функционирует 4 общеобразовательных групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами:
Вторая младшая группа (3-4 года)
Средняя группа (4-5 лет)
Старшая группа (5-6 лет)
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Коллектив ДОУ работает по Программе МКДОУ детский сад №4 «Колосок». Методическое обеспечение основной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ по разделу «Дошкольное воспитание».
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей,
социального заказа родителей.
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
В структуре учебного плана выделяются инвариантная и вариативная часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования).
В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в инвариантной части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей.
Учебный план обеспечивает комплексное развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».
В инвариантную часть плана включены четыре направления, обеспечивающие физкультурно-спортивное, эколого-краеведческое, художественно-эстетическое и нравственно-патриотическое развитие детей.
Каждому направлению соответствует определенные образовательные области:
Эколого-краеведческое развитие – «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое»;
Нравственно-патриотическое развитие – «Познавательное», «Социально-коммуникативное», «Речевое»;
Художественно-эстетическое развитие – «Художественно-эстетическое»;
Физкультурно-спортивное развитие – «Физическое развитие»
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" входят в расписание непрерывной образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражены в календарном планирование.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых
формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к
развитию дошкольников;
- принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.
Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13):
- Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:
- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
- в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки.
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Форма организации занятий с 3 до 7 лет (фронтальные).
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Организация жизнедеятельности ДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлению ДОУ.
Парциальные программы являются дополнением к Программе ДОУ и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки.
Вариативная часть учебного плана часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности ДОУ и расширение области образовательных услуг для воспитанников.
В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.
Для каждой возрастной группы даны перечни НОД с учётом санитарных норм:
· с детьми от 3 до 4 лет -10 НОД в неделю, продолжительностью до 15 мин. (из них – 3 физкультурных (2-физическое развитие, 1- здоровье) в соответствии с пунктом 13.5 СанПиН 2.4.1.3049-13);
чередуются: развитие речи и художественная литература, познавательно- исследовательская деятельность с приобщением к социокультурным ценностям и ознакомлением с миром природы, лепка и аппликация;
· с детьми от 4 до 5 лет -10 НОД в неделю, продолжительностью до 20 мин. (из них – 3 физкультурных (3-физическое развитие, 1-на улице) в соответствии с пунктом 13.5 СанПиН 2.4.1.3049-13);
чередуются: развитие речи и художественная литература, познавательно-исследовательская деятельность с приобщением к социокультурным ценностям и ознакомлением с миром природы, лепка и аппликация;
· с детьми от 5 до 6 лет -13 НОД в неделю, продолжительностью 20- 25 мин (по 25 мин. проводятся занятия музыкального, физического развития и здоровья. Остальные занятия по 20 мин.); (из них – 3 физкультурных (3-физическое развитие (одно на улице) в соответствии с пунктом 13.5 СанПиН 2.4.1.3049-13);
чередуются: лепка и аппликация;
· с детьми от 6 до 7 лет -15 НОД в неделю, продолжительностью 30 мин. (из них – 3 физкультурных (3-физическое развитие (одно на улице) в соответствии с пунктом 13.5 СанПиН 2.4.1.3049-13);
чередуются: лепка и аппликация.
Перерывы между НОД – не менее 10 мин.
Время проведения непосредственно образовательной деятельности во всех группах – ежедневно.
Максимальный объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- во второй младшей группе 30 минут;
- в средней группе 40 минут;
- в старшей группе 45 минут;
- в подготовительной группе 1 час 30 минут.
Общая учебная нагрузка (количество обязательной непосредственно образовательной деятельности в неделю) по всем направлениям развития соответствует федеральному государственному стандарту.
С целью профилактики утомления в ходе непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультминутки длительностью 2 – 3 минуты.
В середине года (январь) для детей организовываются недельные каникулы, во время которых проводят непосредственно образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В летний период непосредственно образовательная деятельность не проводится (проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, а также увеличивается продолжительность прогулок).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
МЕСЯЦ |
ДАТА |
ТЕМА |
ЗАДАЧИ |
СЕНТЯБРЬ |
1 неделя |
«До свиданья, лето» |
Уточнить представления детей о лете. Воспитывать любовь к природе. |
2 неделя |
Безопасность (ОБЖ). |
Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Расширить и уточнить представления об источниках опасности в доме, о правилах осторожного и осмотрительного поведения в потенциально опасных ситуациях. |
3 неделя |
Родина (поселок, край, страна). |
Формировать представления о России, крае, родном поселке; познакомить детей с государственными символами России, края, поселка: флаг, герб, гимн. Формировать чувства толерантности уважения к другим народам, их традициям. |
4 неделя |
Профессии в детском саду. День воспитателя. |
Продолжать знакомить с детским садом как с ближайшим социальным окружением ребенка, расширить представления о профессиях сотрудников детского сада. |
ОКТЯБРЬ
|
1-2 неделя |
Осень. Периоды осени. Признаки осени. |
Расширять знания детей об осени, признаках и приметах осени. Знакомить с сельскохозяйственными профессиями. |
3 неделя |
Насекомые |
Продолжать знакомить детей с многообразием насекомых, их внешним видом, повадками, жизнью, поведением в различных ситуациях. Учить отличать их друг от друга. |
4 неделя |
Овощи, фрукты. |
Закрепить названия различных овощей и фруктов. Рассказать о пользе овощей и фруктов для человека. Продолжать знакомить с заготовкой впрок – консервирование, соление , маринование, приготовление соков, компотов, варенья. |
5 неделя |
Грибы. Ягоды. |
Расширить представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и ягодах. Дать представления о съедобных и ядовитых грибах. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения в лесу. |
НОЯБРЬ |
1 неделя |
Домашние животные и их детеныши. |
Закрепить названия диких и домашних животных их детенышей. Систематизировать представления детей об их месте обитания, о пользе животных для человека. Расширить представления о подготовке животных к зимовке. |
2 неделя |
Дикие животные и их детеныши. |
3 неделя |
Лес в жизни
животных и человека |
Расширить первичные представления
детей о многообразии лесных растений и их взаимосвязи с животным миром. Формировать представления детей о разнообразии лесов и необходимости их охраны, правилах поведения людей в лесу. |
4 неделя |
«День Матери» |
Познакомить детей с праздником - «День Матери» Воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку на земле — маме. |
ДЕКАБРЬ |
1 неделя |
Зима. Признаки зимы. Зимние месяцы. |
Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы, сезонных изменениях в природе. Познакомить детей с зимними месяцами, их особенностями, признаками. |
2 неделя |
Одежда. Обувь. Головные уборы. |
Систематизировать знания детей об одежде, обуви, головных уборах. Углубить представления о материалах, из которых они сделаны. |
3 неделя |
Зимующие птицы. |
Закрепить и расширить знания детей о зимующих птицах, их строении, внешнем виде, поведении и питании зимой. Воспитывать заботливое отношение к птицам. |
4-5 неделя |
«Новый год, Рождество» |
Формировать представления о Новом годе, Рождестве. Закладывать основы праздничной культуры. Расширять и уточнять представления детей о традициях празднования Нового года и Рождества. |
ЯНВАРЬ |
3 неделя |
Наши любимые сказки |
Познакомить детей с разными видами сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных и др.
|
4 неделя |
Продукты питания |
Расширить представления детей о продуктах питания, закрепить знания о полезных продуктах. |
5 неделя |
Мебель, посуда |
Закреплять знания названий мебели, посуды. Расширить знания детей о их назначении. |
ФЕВРАЛЬ |
1 неделя |
Профессии |
Закреплять и расширять знания детей о профессиях, о содержании труда, роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям разного вида труда и потребности трудиться. |
2 неделя |
Народная культура и традиции |
Знакомить детей с русскими обычаями и традициями, народными музыкальными инструментами, с историей русского костюма. |
3 неделя |
День Защитника Отечества. |
Расширять представления детей о Российской армии. Знакомить с разными родами войск, боевой техникой. Формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками родины |
4 неделя |
Транспорт |
Продолжать знакомить детей с различными видами транспорта. Формировать представления о пассажирском и грузовом транспорте. Систематизировать знания о правилах поведения в транспорте. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения |
МАРТ |
1 неделя |
Международный женский день |
Воспитывать чувство любви и уважения к женщинам, желание помогать и, заботиться о них. |
2 неделя |
Весна. Признаки весны. Весенние месяцы |
Систематизировать знания детей о весне, о сезонных изменениях в природе. Познакомить детей с весенними месяцами, их особенностями, признаками. |
3 неделя |
Животный и растительный мир жарких стран. |
Познакомить детей с жаркими тропическими странами, с разнообразием растений и животных этих мест, их приспособленности к жизни в данных условиях. |
4 неделя |
Творчество детских писателей |
Познакомить с этапами происхождения книги. С творчеством детских писателей. Воспитывать интерес к книге, бережному отношению. |
АПРЕЛЬ |
1неделя |
Перелетные птицы |
Познакомить детей с историей развития дня птиц в России. Расширить знания детей о перелетных и водоплавающих птицах, их строении. |
2 неделя |
Космос. |
Формировать первичные представления о космосе, выдающихся людях и достижениях России. |
3 неделя |
Обитатели рек, водоемов, морей и океанов. |
Обогащать представления детей о подводном мире, его обитателях. Уточнить представления детей о значении рек, водоемов, морей в жизни человека. |
4-5 неделя |
Земля – наш общий дом |
Рассказать детям о влиянии биологических факторов (солнце, воздух, вода) на все живое на планете. |
МАЙ |
1 неделя |
Безопасность (ПДД) |
Знакомить детей с правилами дорожного движения, со значением некоторых дорожных знаков. Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей. |
2 неделя |
Я живу в Томском районе |
Продолжать формировать знания о родном крае, поселке, достопримечательностях, знакомить с ее историей |
3 неделя |
Семья |
Закрепить представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Воспитывать желание заботиться о близких. |
4 неделя |
Здоровье. Человек, части тела |
Познакомить детей с особенностями строения и функционирования организма. Расширить представление о рациональном питании, составляющих ЗОЖ |