Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

МКДОУ детский сад №4

«Колосок»

Программа МКДОУ детский сад №4 "Колосок"

 

Содержание образовательной программы

 

  • 1 раздел. Целевой

Пояснительная записка

1. Цели и задачи реализации программы

2. Принципы и подходы к формированию программы

3. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

Планируемые результаты освоения образовательной программы дошкольного образования

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

  • 2 раздел. Содержательный

Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации Программы

1. Особенности осуществления образовательного процесса

2. Формы организации образовательной деятельности

3. Содержание образовательной деятельности

4. Содержание по образовательным областям:

Физическое развитие: «Физическая культура», «Здоровый образ жизни»

Социально-коммуникативное развитие: «Безопасность», «Социализация», «Труд»

Познавательное развитие: «Развитие речи», «Чтение художественной литературы»

Художественно-эстетическое развитие: «Музыкальное воспитание», «Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)»

Коррекционно-развивающая работа с детьми

1. Психолого-педагогические условия реализации программы

2. Содеражние коррекционно-развивающей работы по основным направлениям

3. Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом детей, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья

4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

5. Приоритетная деятельность по образовательным областям

6. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

7. Содержание оздоровительно-профилактической работы

8. Модель двигательного режима

9. Реализация регионального компонента

10. Формы взаимодействия с семьями воспитанников

11. Преемственность дошкольного и начального образования

  • 3 раздел. Организационный

Организация режима пребывания детей в ДОУ

1. Модель ежедневной организации деятельности детей в ДОУ

2. Материально-техническое обеспечение программы

Предметно-развивающая среда ДОУ

Оснащение кабинетов, помещений информационно-коммуникационным оборудованием

Взаимодействия ДОУ в микросоциуме

  • Приложения

Приложение №1 — Система изучения достижений ребенком целевых ориентиров

Приложение №2-4 — Модель ежедневной организации образовательного процесса

Приложение №5 — Организация деятельности в группах ДОУ (все возрастные группы)

Приложение №6 — Оценка индивидуального развития детей

Приложение №7,8 — Региональный компонент

Приложение №9 — Сотрудничество ДОУ с семьей

Приложение №10 — Распределение режимных моментов в течение дня в соответствии с возрастом в холодный период

Приложение №11 — Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми (все возрастные группы)

Приложение №12 — Расписание организованной образовательной деятельности, организация режима пребывания детей в ДОУ (все возрастные группы)

Приложение №13 — Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

 

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Образовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №4 «Колосок» составлена в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования, учрежденными в августе 2013 года.

Цель — реализация основной образовательной программы: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Задачи:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

  • Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

  • Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния детей.

  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Новосибирской области.

 

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы:

  • Принцип развивающего образования —обогащение детского развития;

  • Принцип научной обоснованности и практической применимости — содержание соответствует базовым положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

  • Принцип полноты, необходимости и достаточности позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться в разумному «минимуму», предполагает сотрудничество ДОУ и семей воспитанников;

  • Принцип системности и непрерывности:

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

2. Наличие единых линий развития и воспитания для детей всех возрастных категорий в ДОУ;

3. Взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования в ДОУ;

  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей;

  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса — использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными особенностями;

 

Формирование Программы основаны на следующих подходах:

1. Личностно-ориентированные подходы:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разносторонее, свободное и творческое развитие каждого ребенка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развитий воспитанников;

  • целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;

  • развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учетом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельные подходы:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой дети самостоятельно совершают открытия, узнают новое путем решения проблемных задач;

  • креативность — «ыращивание» у воспитанников способности перености полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных зада и проблемных ситуаций;

  • овладение культурой — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечение способности ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

 

1.1.3. Психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

Структура групп, количество детей

 

Группы

 Направленность групп

 Возраст

 Количество детей

Вторая младшая  Общеразвивающая

 3-4

 21

Средняя  Общеразвивающая

 4-5

 17

Старшая  Общеразвивающая

 5-6

 21

Подготовительная  Общеразвивающая

 6-7

 23

       

Итого:

Девочки

Мальчики

Психофизическое состояние детей соответствует норме

   

82

41

41

 

 

 

 

Социальный паспорт семей воспитанников (2015-2016 учебный год)

№ п/п          Группы общеразвивающей направленности          Итого
   3-4 года  4-5 лет  5-6 лет  6-7 лет    
 1 Списочный состав  21  17  21  23    82
 2          Количество семей            
 в том числе имеющих:            
 одного ребенка            22
 двух детей            34
 трех детей            19
 3       Социальная структура семей            
 полных семей            65
 неполных семей            9
 под опекой    1        1
 4      Жилищные условия            
 удовлетворительные            
 неудовлетворительные  0  0  0  0    75

 

Контингент детей  Возрастные особенности
 3-4 года

1. Мышление носит нагоядно-образный характер (от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями и образами).

2. Сфера познавательной деятельности сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем ребенка, чтобы освоить материал, дети должны практически действовать.

3. У детей активизируются речевые навыки за счет расширения словарного запаса, формируются начальные математические представления о количестве, величине, признаках и свойствах предмета.

4. Дети осваивают новые способы продуктивной, конструкторской деятельности.

 4-5 лет

1. У детей совершенствуется способность классифицировать предметы, находить простейшие закономерности в построении упорядоченного ряда (по размеру, цвету, форме).

2. Развивается знаково-символическая функция, активно осваивается операция счёта в пределах первого десятка, развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени.

3. Речь детей обретает интонационную выразительность, возникает ролевой диалог, способность воспринимать и воображать на основе словесного описания различные события.

4. Сюжеты игр отражают собственный опыт, а также черпаются из литературы, фильмов, мультфильмов, спектаклей и пр.

5. Формируется потребность в уважении со стороны взрослого, происходит дальнейшее развитие образа «Я» ребёнка с его детализацией.

 5-6 лет

1. У детей появляется произвольность основных психических процессов: способность целенаправленно управлять своим поведением, восприятием, вниманием, памятью, формируется монологическая речь.

2. Происходит осмысление и осознание многих закономерностей окружающей жизни, законов, регулирующих поведение людей в социуме.

3. Активно совершенствуется техника выполнения основных движений.

4. В играх детей присутствует полноценный развёрнутый сюжет, протяжённый во времени.

5. Наряду с наглядно – образным появляются элементы словесно – логического мышления.

 6-7 лет

1. Появляются двигательные качества такие как ловкость, быстрота, сила и др.

2. Сформированы гигиенические навыки и привычки.

3. В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развивается мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом.

4. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры.

5. Используют разные формы общения: деловое, познавательное, личностное.

6. Развитие половой «я»–идентификации с формированием позиции школьника.

7. У детей формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки.

8. Мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий, формируются представления об изменениях признаков предметов, их количества, оперировать в уме.

9. Формируется целостный первичный образ мира, отражающий основные его закономерности.

10. Формируется готовность к обучению в школе: мотивационная, познавательная, волевая, коммуникативная.

 

Полный текст документа доступен для скачивания здесь

 

 

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"