
Содержание образовательной программы
Пояснительная записка
1. Цели и задачи реализации программы
2. Принципы и подходы к формированию программы
3. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
Планируемые результаты освоения образовательной программы дошкольного образования
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации Программы
1. Особенности осуществления образовательного процесса
2. Формы организации образовательной деятельности
3. Содержание образовательной деятельности
4. Содержание по образовательным областям:
Физическое развитие: «Физическая культура», «Здоровый образ жизни»
Социально-коммуникативное развитие: «Безопасность», «Социализация», «Труд»
Познавательное развитие: «Развитие речи», «Чтение художественной литературы»
Художественно-эстетическое развитие: «Музыкальное воспитание», «Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)»
Коррекционно-развивающая работа с детьми
1. Психолого-педагогические условия реализации программы
2. Содеражние коррекционно-развивающей работы по основным направлениям
3. Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом детей, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья
4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
5. Приоритетная деятельность по образовательным областям
6. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
7. Содержание оздоровительно-профилактической работы
8. Модель двигательного режима
9. Реализация регионального компонента
10. Формы взаимодействия с семьями воспитанников
11. Преемственность дошкольного и начального образования
Организация режима пребывания детей в ДОУ
1. Модель ежедневной организации деятельности детей в ДОУ
2. Материально-техническое обеспечение программы
Предметно-развивающая среда ДОУ
Оснащение кабинетов, помещений информационно-коммуникационным оборудованием
Взаимодействия ДОУ в микросоциуме
Приложение №1 — Система изучения достижений ребенком целевых ориентиров
Приложение №2-4 — Модель ежедневной организации образовательного процесса
Приложение №5 — Организация деятельности в группах ДОУ (все возрастные группы)
Приложение №6 — Оценка индивидуального развития детей
Приложение №7,8 — Региональный компонент
Приложение №9 — Сотрудничество ДОУ с семьей
Приложение №10 — Распределение режимных моментов в течение дня в соответствии с возрастом в холодный период
Приложение №11 — Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми (все возрастные группы)
Приложение №12 — Расписание организованной образовательной деятельности, организация режима пребывания детей в ДОУ (все возрастные группы)
Приложение №13 — Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Образовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №4 «Колосок» составлена в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования, учрежденными в августе 2013 года.
Цель — реализация основной образовательной программы: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Задачи:
-
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
-
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
-
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
-
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
-
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
-
Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
-
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния детей.
-
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
-
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Новосибирской области.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы:
-
Принцип развивающего образования —обогащение детского развития;
-
Принцип научной обоснованности и практической применимости — содержание соответствует базовым положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
-
Принцип полноты, необходимости и достаточности позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться в разумному «минимуму», предполагает сотрудничество ДОУ и семей воспитанников;
-
Принцип системности и непрерывности:
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
2. Наличие единых линий развития и воспитания для детей всех возрастных категорий в ДОУ;
3. Взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования в ДОУ;
-
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей;
-
Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса — использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными особенностями;
Формирование Программы основаны на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
-
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разносторонее, свободное и творческое развитие каждого ребенка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развитий воспитанников;
-
целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;
-
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-
психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
-
развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учетом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:
-
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой дети самостоятельно совершают открытия, узнают новое путем решения проблемных задач;
-
креативность — «ыращивание» у воспитанников способности перености полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных зада и проблемных ситуаций;
-
овладение культурой — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечение способности ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
1.1.3. Психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
Структура групп, количество детей
Группы |
Направленность групп |
Возраст |
Количество детей |
Вторая младшая |
Общеразвивающая |
3-4 |
21 |
Средняя |
Общеразвивающая |
4-5 |
17 |
Старшая |
Общеразвивающая |
5-6 |
21 |
Подготовительная |
Общеразвивающая |
6-7 |
23 |
|
|
|
|
Итого:
Девочки
Мальчики
Психофизическое состояние детей соответствует норме |
|
|
82
41
41
|
Социальный паспорт семей воспитанников (2015-2016 учебный год)
№ п/п |
|
Группы общеразвивающей направленности |
|
Итого |
|
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
|
|
1 |
Списочный состав |
21 |
17 |
21 |
23 |
|
82 |
2 |
Количество семей |
|
|
в том числе имеющих: |
одного ребенка |
|
|
|
|
|
22 |
двух детей |
|
|
|
|
|
34 |
трех детей |
|
|
|
|
|
19 |
3 |
Социальная структура семей |
|
|
полных семей |
|
|
|
|
|
65 |
неполных семей |
|
|
|
|
|
9 |
под опекой |
|
1 |
|
|
|
1 |
4 |
Жилищные условия |
|
|
удовлетворительные |
|
|
|
|
|
|
неудовлетворительные |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
75 |
Контингент детей |
Возрастные особенности |
3-4 года |
1. Мышление носит нагоядно-образный характер (от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями и образами).
2. Сфера познавательной деятельности сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем ребенка, чтобы освоить материал, дети должны практически действовать.
3. У детей активизируются речевые навыки за счет расширения словарного запаса, формируются начальные математические представления о количестве, величине, признаках и свойствах предмета.
4. Дети осваивают новые способы продуктивной, конструкторской деятельности. |
4-5 лет |
1. У детей совершенствуется способность классифицировать предметы, находить простейшие закономерности в построении упорядоченного ряда (по размеру, цвету, форме).
2. Развивается знаково-символическая функция, активно осваивается операция счёта в пределах первого десятка, развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени.
3. Речь детей обретает интонационную выразительность, возникает ролевой диалог, способность воспринимать и воображать на основе словесного описания различные события.
4. Сюжеты игр отражают собственный опыт, а также черпаются из литературы, фильмов, мультфильмов, спектаклей и пр.
5. Формируется потребность в уважении со стороны взрослого, происходит дальнейшее развитие образа «Я» ребёнка с его детализацией. |
5-6 лет |
1. У детей появляется произвольность основных психических процессов: способность целенаправленно управлять своим поведением, восприятием, вниманием, памятью, формируется монологическая речь.
2. Происходит осмысление и осознание многих закономерностей окружающей жизни, законов, регулирующих поведение людей в социуме.
3. Активно совершенствуется техника выполнения основных движений.
4. В играх детей присутствует полноценный развёрнутый сюжет, протяжённый во времени.
5. Наряду с наглядно – образным появляются элементы словесно – логического мышления. |
6-7 лет |
1. Появляются двигательные качества такие как ловкость, быстрота, сила и др.
2. Сформированы гигиенические навыки и привычки.
3. В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развивается мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом.
4. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры.
5. Используют разные формы общения: деловое, познавательное, личностное.
6. Развитие половой «я»–идентификации с формированием позиции школьника.
7. У детей формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки.
8. Мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий, формируются представления об изменениях признаков предметов, их количества, оперировать в уме.
9. Формируется целостный первичный образ мира, отражающий основные его закономерности.
10. Формируется готовность к обучению в школе: мотивационная, познавательная, волевая, коммуникативная. |
Полный текст документа доступен для скачивания здесь